Женский монастырь Кирк-Киз

Сурхандарья давно привлекала к себе внимание археологов из разных стран. Особенно древний город Термез, вокруг которого сосредоточено немало древних исторических памятников. Всего в нескольких километрах от областного центра, среди хлопковых полей и виноградников, возвышаются стены здания из сырцового и жженого кирпича, обращенные строго по сторонам света.  Это древний исторический памятник под нежным и красивым названием «Кирк-киз» («Сорок девушек»). До сей поры археологи так и не пришли к единому мнению назначении здания. Дату постройки археологи обозначают IX - XI веками.

По предположению ученых, данное сооружение служило загородной резиденцией местных правителей или закрытым учебным заведением.

В книге известного термезского ученого-астронома средневековья - родного племянника самого Ал Хакима Ат-Термизий, Ахмада ибн Мухаммад ас-Согоний Устурлоби («устурлоб» – астролябия, астрономический инструмент) отдельное место отводится описанию истории «Кирк-киз». Ученый пишет о том, что заведение это было закрытым. Происходящее внутри этого здания оставалось загадкой для всех окрестных жителей. Известно было лишь то, что здесь проживали и трудились сорок девушек. Это подтверждают и исследования известного ученого С. Хмельницкого, который, глубоко изучив внутреннюю архитектуру строения, пришел к выводу, что строилось оно специально для девушек. Можно предположить, что «Кирк-киз» было учебно-воспитательным и научным учреждением для девочек (наподобие женской гимназии), которые под руководством своей наставницы - Рухайды бинти Варрок, занимались изучением алгебры, астрономии, других наук и Корана.

Рухайда бинти Варрок была очень образованной. Об этом свидетельствует написанный ею медицинский трактат «Табобати занон» (Лечение женщин), где рассказывается о различных болезнях и их лечении. Слава о женщине-ученой распространилась по всему Востоку. Ахмад Устурлоби с восхищением приводит в своей книге «Илми нужум» такой пример. Наслышавшись много хорошего о Рухайде, сам арабский халиф сделал ей предложение в своем письме. Но, не принимающая любое насилие и кровопролитие, наставница не побоялась отказать человеку, под чьей властью находилась половина азиатского континента. В своем ответном письме она высказала все, что думает о халифе. Без лишних эпитетов Рухайда осудила арабского правителя, как завоевателя и приверженца исключительной жесткости в государственных делах. Она сравнила его с диким кабаном, уничтожающим все на своем пути. А себя – с луной, несущей миру свет. Под этим светом она подразумевала знания. Довольно грубый отказ, на грани оскорбления, по словам современников, привели в бешенство халифа. Он направил послание уже самому Ахмаду Устурлоби, проживающему в Термезской цитадели, в котором извещал, что уничтожит «Шахри Гулгул» – «Неспокойный город» (одно из многих эпитетов древнего Термеза). Чем окончилась эта история, до конца так и не выяснено. Известно лишь, что после угроз халифа, Рухайда бинти Варрок, решившая не подвергать опасности жизнь учениц, отпустила их по домам. Гимназия закрылась. Вероятно, в период нашествия монгольских завоевателей она была разрушена вместе с остальным городом.

А согласно народной легенде, когда-то Термез был большим и шумным городом, а правил им падишах, имевший сорок дочерей. Жил этот падишах, не зная забот, но однажды якобы пришел в город из далеких краев мудрец. Он спорил с муллами падишаха и победил их. И тогда муллы решили отомстить пришельцу. Они пожаловались на него падишаху, сказав, будто бы мудрец поносит веру и его надо убить. Падишах не разобравшись, повелел сжечь мудреца, а пепел бросить в Амударью. Так и сделали. Но река понесла пепел туда, где купались сорок дочерей падишаха, которые напились воды из Амударьи и проглотили пепел мудреца. Все девушки забеременели. Падишах страшно разгневался. Он построил большую крепость и заточил в нее всех дочерей, которые через положенное время родили сорок сыновей. Крепость назвали Кирк-киз, что означает «сорок девушек». Впоследствии в этой крепости сорок девушек-амазонок во главе с красавицей Гулаим мужественно оборонялись здесь от завоевателей и вышли победительницами.

Уникальность цитадели – в ее абсолютной симметричности. Каждый арочный проем или коридор имеет своего двойника в противоположной стороне. Это был очень большой дворец с полусотней комнат, с широкими коридорами, которые вели в зал, - вероятно, гостиную мехмонхону. В плане «Кирк Киз» это здание квадратной формы с кирпичными стенами длиной 54 метра. Со всех сторон здание было защищено мощными башнями. Здание пересечено крест накрест двумя проходами и делит его на четыре ровные части. В середине здания находится маленький внутренний дворик (11.5х11.5м), который по мнению одних ученых был покрыт куполом, по мнению других был открытым двориком.

Когда осматриваешь руины крепости, невольно удивляешься и разнообразию кладки сводов, арок, куполов, и сложной архитектурной разработке стен, интерьеров, фризов, ниш, напусков… Ученые недаром считают Кирк-киз своего рода музеем, который повествует о поисках зодчих раннего Средневековья, о их своеобразном стиле и непревзойденном мастерстве.

Время не пощадило открытое всем стихиям сооружение, не сохранило имен зодчих, сумевших из обычной глины создать прекрасную песню человеческому таланту. Давно осыпалась штукатурка со стен, но на сводах перекрытий остались еще следы затейливой живописи. Несмотря на это, даже руины и оставшаяся часть былого великолепия поражают воображение наших современников своей неповторимостью и красотой архитектуры.

Сейчас «Кирк-киз» является историческим и археологическим памятником, находящимся под защитой государства. Учрежден одноименный благотворительный общественный фонд, средства которого направляются на поддержание исторического памятника. Недавно узбекскими кинематографистами снят документальный фильм о «Кирк-киз».


Использованы материалы статьи «Здесь сорок дев, умом прекрасных...» директора Термезского археологического музея Исмоила Ботирова и журналиста Гулбахор Тангировой.



В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?