Достопримечательности Шахрисабза

Дворец Ак Сарай

Ак Сарай или "Белый дворец" Амира Тимурa, находится к северу от исторической части Шахрисабза. Дворец был построен между 1380 и 1404 годами, мастерами прибывшими со всех уголков Империи Тимуридов. Но главными испол­нителями работ по сооружению Ак-Сарая были хорезмийские мастера. Строительство здания было закончено за несколько месяцев до смерти завоевателя, и использовалось его наследниками. Во второй половине XVI века, с приходом к власти Шейбайнидов, провозгласивших столицей своего государства Бухару, Ак Сарай опустел и был заброшен.  Серия землетрясений 1490 года разрушила часть сооружений дворца и ускорило его запустение. В советский период, эта территория была занята административными постройками, так например как служба по уборке города находилась возле пилонов дворца над "остатками" бассейна дворца, истинную ценность которого определили в начале 2000 года. После объявления независимости страны в 1991 году, на три четверти территории был разбит парк, в центре которого находится бронзовая статуя Тимуру.

Первые дворцы Тимура – Куксарай и Бустонсарай были построены в столице империи Самарканде. Но Тимур редко останавливался в них, предпочитая загородные дворцы-сады, построенные вокруг города – Боги Шамол, Боги Дилкушо, Боги Баланд, Боги Майдон... Всего насчитывалось 12 этих садов-дворцов. А самый величественный и грандиозный дворец Тимур задумал создать на своей родине - Шахрисабзе. Дворец этот должен олицетворять всю мощь и богатство государства. По воле Тимура грандиозный входной портал дворца был об­ращен на небольшую площадь, на расстоя­нии 70 - 80 м ограниченную крепостной стеной. Сделано это намеренно, с целью, чтобы в сжатом пространстве площади человек ощущал бы подавляющую массу дворца, будучи лишен возможности зрительно охватить его целиком, с целью подавить, потрясти, ощутить собственное ничтожество тому, кто приближается к постройке, воплощавшей идею огромной, могу­щественной и абсолютной власти. Недаром среди надписей на портале еще в XVII в. мож­но было прочесть горделивую фразу: «Ес­ли ты сомневаешься в нашем величии - взгляни на здания, построенные нами!».

Одним из чудес дворца был устроенный на крыше бассейн, с которого стекал живописный каскад струй. Вода в бассейн поступала по свинцовому желобу с горного перевала Тахтакарача.

В основном, дворец Ак Сарай служил резиденцией во время пребывания правителя в городе. Здесь Тимур часто принимал иностранных послов. Руи Гонзалес де Клавихо, посoл короля Испании, принятый Тимуром именно в этом дворе так описывает Ак Сарай: «Во дворце очень длинный вход и очень высокие ворота, и здесь же, при входе, с правой и левой стороны находились кирпичные арки, отделанные изразцами, выложенными разными узорами… Сразу же за этими воротами находились другие, а за ними большой двор, вымощенный белыми плитами и окруженный богато отделанными галереями; а среди двора большой водоем, и этот двор занимает в ширину шагов триста, и через него входили в самое большое помещение дворца, куда вела очень большая и высокая дверь, отделанная золотом, лазурью и изразцами — [все] очень искусной работы. А над дверью посередине был изображен лев [на фоне] солнца, а по краям точно такие же изображения. Это был герб сеньора самаркантского. Из этой двери входишь в приемную комнату, по­строенную квадратом, стены которой были разрисованы золотом и лазурью и отдела­ны поливными изразцами, а потолок весь позолочен. Отсюда посланников привели в верхний этаж, так как весь дом был раз­золочен, и там показали им столько отде­лений и покоев, что было бы очень долго рассказывать: в них отделка была золотая, лазоревая и других разных цветов, удиви­тельной работы, и даже в Париже, где есть искусные мастера, эта работа считалась бы очень красивой. Потом им показали комнаты и покои, которые были назначены для пребывания самого царя и жен его; в них была необыкновенная и богатая отделка на стенах, на потолке и на полу… После этого посланников повели смотреть палату, которую царь на­значил для того, чтобы сидеть и пировать со своими женами, очень обширную и рос­кошную; перед нею был большой сад со многими тенистыми и разными фруктовы­ми деревьями; в нем было много водоемов и искусственно расположенных лугов; и при входе в этот сад было такое обширное пространство, что много народу с наслаж­дением могло бы сидеть тут в летнее время у воды и под тенью деревьев. Так роскошна работа этого дворца, что для того, чтобы хорошо все описать, нужно ходить и осматривать все понемногу. Этот дворец и мечеть принадлежат к самым ве­ликолепным зданиям, какие царь до сих пор построил».

В настоящее время от всего этого великолепия сохранились только два входных пилона, на которых крепились монументальные ворота, находящиеся на северной стороне дворца. Сейчас высота северного пилона составляет 44 метра. По подсчетам экспертов-архитекторов в своё время высота дуги арки достигала 70 метров (!), превоcxодя все подобные предшествующие постройки. Пилоны, а также фундамент были сложены из жжёного кирпича. Многочисленные лестницы обеспечивают подход на различные уровни сооружения. Пилоны украшены керамической глазированной плиткой. На "внешней" стороне пилоны украшены в основном плиткой синего, светло-голубого, туркуазного и белого цвета. "Внутренняя" сторона дверных пилонов украшена более богатым декором, как и в цветовой гамме (здесь присутствуют фиолетовый, голубой, зеленый, золотой, оранжевый и красные цвета), так и по сложности геометрических мотивов (каллиграфические надписи, растительные и геометрические орнаменты).

Из записей посла Клавихо следует, что пройдя в ворота, попадаешь вo двор, украшенный глазурованной плиткой. Сейчас уже трудно полностью представить декор и план  здания, так как существующих данных недостаточно, основные зоны дворца разрушены. Несмотря на это, даже сохранившиеся пилоны и облицовка поражают воображение.

В 1973-74 годах археологическая группа под руководством Хайруллы Султанова обнаружила примерно 600 кв м мостовой и бассейна, декорированного глазированной плиткой на глубине от 1,5 до 2 метров. Форма и размеры плиток разнообразны (прямоугольные, в форме креста Соломона, креста Давида...) в зависимости от их расположения (углов, бордюра) и мотива который они образуют. Различаются три типа плитки, с монохромным светло-голубым декором, с полихромным декором (фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный, черный и белый) и полихромная плитка декорированная золотом. По окончании раскопок, бассейны были законсервированы для дальнейшего сохранения. В 2000 году, в связи с благоустройством территории, бассейны были представлены публике. Были сооружены бордюры, отделяющие бассейны и установлен навес. На остальной части территории бывшего дворца был разбит парк.

После аномально холодной зимы 2007-2008 годов (когда температура достигала -30°-35°, хотя здесь обычно она не отпускается ниже -20°) были отмечены драматические последствия для памятника: наблюдалось отсоединение крепёжных материалов, кое-где плитка отклеилась и раскололась. Чтобы спасти этот уникальный памятник, внесенный в Список Мирового наследия ЮНЕСКО, в сентябре 2008 года, дно открытых бассейнов было засыпано десятисантиметровым слоем песка, оставив видимыми три зоны по 1 квадратному метру в каждой, специально для обозрения публики.

Комплекс Дор-ус Саодат

В историческом центре Шахрисабза на­ходится один из самых интересных архитектурных памятников эпохи Тимуридов. Сейчас уже затруднительно связать друг с другом ряд разобщенных между собой строе­ний — высокий мавзолей с коническим куполом и подземный склеп, отстоящий от него почти на 40 метров. В древности же они были составными частями единого очень крупного здания — Дор-ус Саодат («Вместилище власти»), замысленного Амиром Тимуром, как династическая гробница для него самого и его потомков.

В 1376 году в возрасте 22 лет неожиданно умер Джехангир - старший сын Ти­мура, и для его погребения построили красивый мавзолей, «чрезвычайно высокое здание», как сообщает об этом придворный историк Тимура Шарафуддин Али Йезди в «Зафар-намэ» («Книге побед»). А через 18 лет при осаде крепости в Курдистане погибает второй царевич — Умар-шейх, прах которого перевезли из далекого Шираза в Шахрисабз и предали погребению в этой же усыпальнице. Весь этот комплекс и получил название Дор-ус Саодат.

Мавзолей Джехангира, в полном соответствии с описаниями современников, действительно, очень высок: общая высота его с наружным куполом равна 27 м при размерах квадратного зала всего 6,3X6,3 м. Под сводами здания уцелела часть арабского изречения: «Мудрый действует с высоким намерением, глупец вы­жидает с высоким намерением».

В 60-х годах XIX в. в ходе рас­копок при проведении строительных работ к востоку от мав­золея Джехангира был обнаружен склеп самого Тимура. Склеп невелик, крестообразен в плане, в основе — квадрат со стороной 3,5x3,5 м. Стены склепа выложены из плиточного жженого кир­пича, изнутри все поверхности, от пола до купола, сплошь облицованы плита­ми белого мраморовидного известняка. Архитектура склепа строга, парадна. Основные формы — арки — подчеркнуты широким резным поя­сом по контуру, резьба эпиграфическая. Надписи за­полняют и каплеобразные медальоны, вырезанные на парусах и в глубине ниш. Исторических сведений они не содержат,— это тексты молитв, благочестивые из­речения, выдержки из Корана. Склеп Тимура представляет собой пример зрелой, развитой формы усыпальницы, уникальной по силе образного и эмоционального эффекта.

Комплекс Дор-ут Тиловат

В 1370 году, после того как Амир Тимур стал правителем всего Мавераннахра, он решает построить для своего рода величественный мавзолей и перенести туда прах своего отца Амира Тарагая и своего духовного наставника шейха Шамсиддина Кулола.

При жизни Шамсиддин Кулол пользовался колоссальным авторитетом в вопросах теологии, был образцом скромного образа жизни, на пропитание себе зарабатывал ремеслом гончара – кулола. Сам Тимур очень ценил ученость старца и прислушивался к его советам. По свидетельствам историка Ибн Араб ШахаАмир Тимур связывал все свои начинания с молитвами Шамсиддина Кулола. Его ученик Бахоуддин Накшбанди стал впоследствии основателем суфийского ордена Накшбандиев. Могила Шамсиддина Кулола сразу же стала  святым местом поклонения. В связи с этим в Шахрисабзе строится мавзолей Шамсиддина Кулола.

По указанию Амира Тимура гробница великого шейха была облицована плитами из черного мрамора, а рядом, на остатках древней мечети был выстроен купольный мавзолей, куда в 1373 году был перенесен прах Амира Тарагая. К северу от мавзолея было пристроено медресе Дор-ут Тиловат, в котором обучали теологическим наукам и Корану, а также постоянно читали поминальные молитвы. Позже весь архитектурный комплекс получил наименование Дор-ут Тиловат ("Место размышления, созерцания"). Ансамбль Дор-ут Тиловат был завершен в годы правления внука Тимура, знаменитого ученого-астронома Улугбека.

Гумбази Сайидон

В 1438 году у южной стены мавзолея Шамсиддина Кулола Улугбек возводит макбарат (усыпальницу) для своих сородичей и потомков. Тексты на мраморных надгробиях XV-XVII вв., перенесенных сюда с соседнего кладбища, упоминают имена термезских сайидов – потомков пророка Мухаммада. Это и дало позднее название мавзолею – Гумбази Сайидон (Купол Сайидов).

Архитектурное решение Гумбази Сайидон стройное и изящное. На стенах и куполе сохранились фрагменты орнаментальной живописи, выполненной ярко-синей краской на чисто белом поле.

Мечеть Кок-Гумбаз

Мечеть Кок-Гумбаз ("голубой купол") была построена на фундаментах более раннего здания домонгольского времени. Расположенная на единой оси с мавзолеем Шамсиддина Кулола она стала соборной мечетью города. К мечети когда-то примыкали летние галереи, от которых сохранились только основания квадратных пилонов, поддерживающих арки. Надпись на портале свидетельствует о том, что мечеть возведена Улугбеком от имени своего отца Шахруха.

Главное здание Кок–Гумбаза сложено из квадратного кирпича. Главный большой квадратный зал расширяется четырьмя глубокими нишами по сторонам. Нишу с михрабом (направлением на Мекку) украшает богатая лепка. Стены изящно расписаны. Входной портал и купол облицованы майоликой, на манер инкрустации.

От величественного святилища сохранилось центральное купольное сооружение. Диаметр купола равен 46 метрам, что больше, чем диаметр купола в соборной мечети Биби-ханум в Самарканде. Квадратный зал увенчан куполом, опирающимся на шестнадцатигранное основание. В углах массивных стен встроены четыре винтовые лестницы. На части наружного купола сохранились остатки коранических текстов, выложенных кирпичной мозаикой в майоликовом обрамлении.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов http://www.culture-timouride.com и www.wikipedia.org




В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?