Мавзолей Султан Саодат

В отличие от других регионов Узбекистана для сурхандарьинской школы зодчества характерны скромно украшенные мавзолеи с кирпичной фактурой стен. Многие из них сооружались над захоронением почитаемых мусульманских святых. Их погребения традиционно становились местом поклонения и паломничества.

В Термезе сохранились два значительных культово-мемориальных комплекса, сложившихся при могилах святых, весьма почитаемых и в настоящее время. Это комплекс с мавзолеем Хакима ат-Термези - видного богослова IX в. и комплекс Султан-Саодат, который формировался на протяжении XI-XVII вв. у могил влиятельной династии термезских сайидов. Термезские сайиды, по преданию, являются прямыми потомками пророка Мухаммада. Основателем рода термезских сайидов был Хасан-ал-Эмир, представитель пятого поколения имама Хусейна, внука Мухаммада.

Комплекс Султан-Саодат представляет собой ряд разновременных культовых сооружений - мавзолеи, мечеть, ханака, - возведенных по периметру удлиненного двора и составлявших целостную и лаконичную композицию. Наиболее древними здесь являются два крупных однокамерных, квадратных в плане купольных мавзолея X-XI вв., расположенных в юго-западной части комплекса. Их объединяет находящийся между ними глубокий сводчатый «айван» (галерея), который на рубеже XIV - XV вв. был надстроен в высоту и облицован многоцветным глазурованным декором.

В последующем многие сооружения данного комплекса в разных вариантах повторяли идею этой древней группы зданий, т.е. трехчастный фронтально развернутый фасад с открытым айваном в центре. Весьма интересно по архитектуре и необычно по плану здание мавзолея Кокильдор-ота (XVI в.). Это портально-купольное многокамерное сооружение фронтальной композиции с кирпичной фактурой стен. Здесь повторена та же, что и в других постройках комплекса Султан-Саодат, идея трехчастности фронтально развернутого фасада. Глубокий портал вел в крупный купольный зал, по сторонам которого размещались по два помещения и коридор. Наиболее примечательны в интерьерах литые из ганча декоративные своды.

Благодаря четкому строению, декору и размерам, композиция мавзолеев представляет собой прекрасное архитектурное решение. Единство строения подчеркнуто жженым кирпичом, который служил и конструктивным и декоративным материалом (кладка «в елку», ленты фигурных резных кирпичиков, геометрические и растительные мотивы вставки и пояски из фигурно отесанных кирпичиков). В обоих мавзолеях теснятся надгробия, на некоторых сохранились остатки изразцового декора.

Во второй половине XV в. впереди обоих мавзолеев возводятся два новых. Постройки наслаиваются в XV-XVII вв. двумя параллельными рядами. При этом некоторые новые мавзолеи были также попарно соединены промежуточным айваном, декора на них уже нет. В XVI-XVII вв. внутренний двор с южной и северной стороны был застроен мавзолеями разных размеров и разных эпох. С западной стороны двора был устроен вход. Величественный ансамбль выделяется своей группой мавзолеев, однородных в строении и декорировании, хотя и построенных в разных стилях.

В XIX в. здания комплекса постепенно разрушаются и приходят в запустение.

В настоящее время на территории комплекса Султан-Саодат проводятся благоустроительные и реставрационные работы.



В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?