Мавзолей Хаким Ат-Термезий

Архитектурный комплекс мавзолея Хакима ат-Термезий складывался недалеко от северо-западного угла Термезской цитадели на протяжении веков. В этой малообжитой западной части Старого Термеза находится могила ученого IX века, основателя дервишского ордена «Хакимия» Абу Абдаллах Мухаммада бини Али Хакима ат-Термизий, почитаемого как духовный покровитель древнего города.

Аль-Хаким ат-Термезий родился в 810 г. в Термезе. С самого детства Термезий стремился к знаниям. До 25 лет он учился в различных учебных заведения Мавераннахра. Наряду с естествознанием он охотно изучал религиозные науки. Изучив все, что было доступно на родной земле, он уехал в Багдад, чтобы расширить свои знания. Багдад тогда был центром наук и просвещения, там жили и работали много выдающихся ученых того времени. Позже Термезий переехал в Басру. Он пробыл там несколько лет и затем совершил хадж в Мекку. После хаджа он возвратился в родной Термез, где работал как преподаватель и ученый.

В возрасте около 27-30 лет Ат-Термезий направил свое внимание к Суфизму, после того, как он прочитал книгу известного суфия аль-Интикомия. Книга, призывающая на пути к постижению сущности веры отвергнуть стремление к материальным благам, глубоко впечатлила Ат-Термезий, побудив его начать жизнь отшельника и удалиться от мирских дел. С тех пор он встречался только со своими студентами и учеными соратниками, проводил много времени за чтением. Ат-Термезий установил отношения с суфиями Багдада и Египта. Он сделал выдающийся вклад в продвижении суфизма в Средней Азии.

Ат-Термезий автор более 400 ценных научных и религиозных работ, из которых до нас дошли только 57. Содержание этих уникальных работ показывает, что Ат-Термезий был видным  экспертом в мусульманском законодательстве, философии, истории, астрологии, математике и лингвистике своей эпохи. Он был очень эрудирован, наука была его главным интересом. Современники называли его  "мудрейшим из мудрых". В течение всей своей жизни он работал только во благо людей, поэтому народ уважительно прозвал его  «Термез-ота» (Термез-отец).

Согласно книге египетского шейха Абдулфатто Бараки, Ат-Термезий прожил долгую жизнь и умер в возрасте 115 лет в Термезе в 932 г. и был захоронен у цитадели средневекового Термеза. Со временем над могилой был сооружен мавзолей, ставший популярным местом паломничества. Сюда на поклонение к священной могиле приходят не только местные жители, но и паломники из других стран мусульманского мира.

В XIX веке на месте храма было возведено четырехкупольное здание из сырцового кирпича. В мавзолее над погребением было установлено трехступенчатое белое резное мраморное надгробие-«сагана», покрытое великолепной резьбой. На торце надгробия начертана эпитафия: "Во имя того, кому восхваление. Этот маркад шайха, имама, ученого, святого Абу Абдаллаха Мухаммада бини Али Хакима Термизи, да помилует его Аллах. Он был великим из великих сайидов, владел высоким красноречием, написал знаменитые сочинения и составил замечательные изречения. Он был другом Абу Абдаллаха Бухари, автора сборника "Сахих". Да помилует его Аллах. Среди шайхов он изучил законы лучше, чем законоведы ханафийские, да помилует его Аллах. Скончался, да спасет его Аллах, в году 255/869".

Позднее в облике ансамбля произошли изменения. Здание главного мавзолея снесли, на остатках его стен возвели новое из жженого кирпича. Перестроили и здания, примыкавшие с востока. Они все были приподняты на платформе. В стенах «кари-хана» устроены узкие вертикальные сквозные прорези, выходившие в оба мавзолея, чтобы в них был слышен голос «кари», читающего заупокойную молитву. Мавзолеи были соединены широким арочным проемом. Ограждение двора также из жженного кирпича, им же облицованы стены старой кельи суфия. К югу от ханаки расположились хозяйственные постройки. К ним по керамическим «кубурам» (трубам) поступала вода. Здесь готовили пищу для ее обитателей и паломников.

В конце 50-х гг. XX в. были проведены реставрационные работы и детальные исследования, а в 80-х гг. был восстановлен декор главного мавзолея. В 1990 году под эгидой ЮНЕСКО отмечался 1000-летний юбилей этого уважаемого шейха и к этому были приурочены  восстановительные  работы объекта.

В ходе исследований установлено, что мавзолей, занимая сравнительно небольшую территорию (около 590 кв. м.), являлся одним из наиболее сложных среди средневековых памятников по количеству зданий, возводимых на протяжении столетий один над другим. Наслоения состоят из кладок сырцового и жженого кирпича, перемежающихся многочисленными захоронениями, декоративными элементами и бытовой керамикой. Неровности рельефа, перестройки и ремонты, погребальные камеры рассказывают об истории формирования ансамбля. До первых построек здесь располагался буддийский храм. От него сохранились базы колонн, фрагменты деталей, жженые кирпичи, остатки водопроводов и бытовая керамика кушанского времени.

С обретением независимости проведены работы по реставрации и благоустройству этого поистине уникального памятника культуры. Народные мастера из всех уголков страны внесли вклад в восстановление архитектурного комплекса. Работа трудоемкая, ибо необходимо было максимально сохранить первозданный вид. И судя по результатам, это удалось. Значительно расширилась прилегающая территория комплекса, она сейчас благоустроена, высажены деревья и цветы. Установлено специальное освещение. Таким образом, оригинальные черты древнего памятника зодчества дополнены новыми яркими красками современности. Несомненно, это позволит лучше изучить и понять историю края, которая всегда вызывала огромный интерес во всем мире.

На территории комплекса построен Музей в котором выставлены редкие экспонаты, найденные во время археологических раскопок, проведённых одновременно с реставрацией.


При подготовке статьи использованы материалы сайта http://mcs.uz


В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?