Джаркурганский Минарет

Минареты - одна из наиболее интересных и загадочных форм архитектуры Востока. Существует немало версий о происхождении этих старинных башнеобразных сооружений. Слово "минарет", или "минара", по-арабски – "излучающее свет", то есть своего рода "башня света", но в более углубленном, философском смысле значения слова - свете духовном, или символе человеческой души, стремящейся к просветленности посредством установления диалога со Всевышним.

Уже свыше тысячелетия минареты как доминирующие силуэты украшают городские пейзажи в странах мусульманского Востока. Они стали своеобразной визитной карточкой многих городов, их культовых или просветительских учреждений - мечетей и медресе. В Узбекистане эти уникальные творения средневековых зодчих - «меъморов», имеют особый статус объектов бесценного культурного наследия и находятся под охраной государства.

Ранним и, пожалуй, самым уникальным из числа подобных сооружений, сохранившихся до наших дней, является Джаркурганский минарет, возведённый в 1108-1110 гг., расположенный в кишлаке Минор, недалеко от Термеза. Сооружение принадлежало большой соборной мечети, выложенной из жженого кирпича, руины которой были отмечены еще в 1879 г. Ф.Н. Жуковым и зафиксированы художником Н.Н. Каразиным. Судя по рисунку и по отсутствию следов примыкания, минарет стоял изолированно от мечети. Высота его была значительно больше, имелось второе звено, очевидно, некогда увенчанное фонарем. Надпись в прямоугольнике на одном из ребер ствола сообщает имя строителя "Али сын Мухаммеда из Серахса".

Проект постройки минарета утверждён эмиром Султаном Санджаром, титулы которого приведены далее в сохранившейся надписи. Минарет, несмотря на утрату первоначальной высоты, отклонение вертикальной оси на 1,5-2,5 м, и сейчас создает образ законченного архитектурного сооружения.

Необычность Джаркурганского минарета для среднеазиатской архитектуры - в его членении вертикальными декоративными гофрами, подобно башенным мавзолеям Хорасана и Индии. Хотя, следует заметить, подобная традиция украшения стен гофрами имеет более давние корни и известна, в частности, по раннесредневековым (VI-VIII вв.) замкам феодалов Средней Азии. По технике орнаментальной рельефной кладки из жженого кирпича Джаркурганский минарет перекликается с более ранним архитектурным сооружением - мавзолеем Исмаила Самани (IX-X вв.), а также мечетью Магоки-Аттари (XII в.) и минаретом Калон (1127 г.) в Бухаре. Подобного типа был также минарет XII в., часть фигурной кладки которого выделяется из стены в поминальной мечети, пристроенной к мавзолею Кусама ибн-Аббаса в мемориальном комплексе Шахи-Зинда в Самарканде.

Богатая декоративность сооружения, одновременно создающая ощущение мягкости и изящества, достигается рисунком фигурной кирпичной кладки в "елку". Кирпич жженый, квадратный, на ганчевом растворе. Фундамент глубокого заложения, выложен из жженого кирпича на известковом растворе, смешанном с камышовой золой. Высота минарета в настоящее время 21,6 м, диаметр на этой высоте 4,1 м, в основании над цоколем - около 5,4 м.

При подготовке статьи использованы материалы сайта http://procella.ru




В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?