Мемориальный комплекс Имам аль-Бухари

В селе Хартанг Пайарыкского тумана (25 км от Самарканда) находится одно из самых почитаемых мест паломничества в исламе – мавзолей Имама аль-Бухари.

Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари – знаменитый богослов, ученый-хадисовед (хадисоведение – наука о хадисах, сообщениях о высказываниях и поступках пророка Мухаммада) и автор второй по значению после Корана книги мусульман «Ал-Жомий ас-Сахих» («Достоверный сборник»).

Имам Аль-Бухари родился в 810 году в Бухаре. Известно, что его прадед был одним из первых, кто принял ислам. Его отец был одним из сказителей священных преданий. Когда Аль-Бухари был ещё ребенком, его отец умер. Аль-Бухари остался на попечении матери, которая и воспитала его. Она была образованная женщина, организовавшая обучение мальчика различным наукам. Мухаммад был проницателен, сообразителен, обладал необычайной памятью для его возраста. В возрасте 7 лет он изучил весь Коран, в возрасте 10 лет он знал наизусть несколько тысяч хадисов. В 825 году когда ему было 16 лет, аль-Бухари со своей матерью и старшим братом Ахмедом отправились в хадж в Мекку и Медину. После совершения паломничества мать с братом возвратились в Бухару, а он ещё долгие годы путешествовал по разным мусульманским странам, где учился у известных богословов того времени.

По преданию он собрал сотни тысяч хадисов, из которых 300 тысяч знал наизусть. В этих исследованиях он провёл 42 года своей жизни. К написанию своей книги он приступил ещё в Басре и продолжал писать её многие годы, куда вошли, по его словам, хадисы от 1080 знатоков. В его книгу вошли 7275 достоверных хадисов. Показателем достоверности хадиса является надёжность канала передачи и каждого его звена, подразумевая нравственный облик передатчика, позволяющий на него положиться. Аль-Бухари придавал особую важность установлению лиц, служивших первоисточником передачи. В «достоверные» он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка пророка. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет.

По источникам известно, что он написал ещё много книг, среди которых «Таърихи Кабир» («Великая История»). После написания «Ас-Сахих» он возвращается в Бухару, и начинает учить всех, кто хотел учиться, ибо считал, что коллективное обучение людей грамоте принесёт большую пользу обществу. Его авторитет был настолько высок, что хадис, незнакомый ему, стал в народе считаться недостоверным.

Помимо своей воли он вступил в конфликт с правителем Бухары Тахиридом Холидом ибн Ахмадом и вынужден был переехать в селение Хартанг под Самаркандом, где и умер в 870 году. Кладбище в селение Хартанг Пайарыкского тумана Самаркандского вилоята стало самым почитаемым и священным местом для паломничества. В ХVI веке рядом с мавзолеем Имама аль-Бухари была построена небольшая мечеть и посажены чинары.

В советский период это святое для мусульман место было предано забвению, и службы здесь не осуществлялись. Постепенно мечеть ветшала, но в 1954 году ей было суждено вернуться к жизни благодаря визиту президента Индонезии Сукарно. После визита в Москву президент Сукарно прибыл в Ташкент и попросил, чтобы ему разрешили поклониться останкам святого имама аль Бухари. Республиканские власти, услышав это, на первых порах даже растерялись, потому что уже успели забыть, кто такой Имам аль Бухари и где находится его могила. В спешном порядке была дана команда: немедленно отправить комиссию в Самарканд. Власти не могли отказать президенту Сукарно, потому что в то время по инициативе Н.С.Хрущева Советский Союз стал налаживать международные отношения со многими странами, в том числе и со странами исламского Востока, и поэтому отказ грозил международным скандалом. Но когда чиновники приехали на место, то они увидели крайне неприглядную картину: мечеть заброшена, а на могиле аль Бухари нет даже надгробного камня. И вот по команде высокого начальства, в течение суток, мечеть и прилегающий участок, как могли, привели в порядок, к мечети на скорую руку уложили даже асфальтовую дорожку. Одним словом, мечеть аль Бухари приняла президента Сукарно. И он, поклонившись могиле великого ученого и почтив его память, уехал. Вслед за президентом Сукарно в Советский Союз прибыл президент Сомали Мадиба Кейта, который также, посетив Ташкент, обратился с просьбой предоставить ему возможность побывать на могиле святого Исмаила аль Бухари. После этого, видимо по команде из центра, мечеть Исмаила аль Бухари передали в ведение Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана. И с тех пор мечеть вновь стали посещать молящиеся.

После обретения Узбекистаном независимости память об Имаме Мухаммаде ибн Исмаиле аль-Бухари была восстановлена. В 1998 году в селении Хартанг по иницитиве Президента Узбекистана И.А.Каримова был построен величественный мемориальный комплекс, включающий в себя мавзолей, мечеть, библиотеку и медресе. В его возведении участвовали лучшие строители и народные мастера Самарканда, Ташкента, Бухары, Хивы, Шахрисабза, Андижана, Коканда и Намангана. В том же 1998 году 23 октября в Самарканде прошли торжества, посвящённые 1225-летнему юбилею знаменитого учёного.

Вход в комплекс осуществляется через входной портал, оснащенный резными воротами. С двух сторон главного входа установлены памятные плиты с арабской и латинской графикой о строительстве комплекса.

На центральной оси комплекса стоит мавзолей Исмаила аль-Бухари в виде прямоугольной призмы, квадратной в основании, площадью 9х9 метров высотой 17 метров. Купол мавзолея двойной, ребристый, украшен голубыми изразцами. Стены украшены мозаикой, майоликой, ганчем, ониксом и гранитом с растительным и геометрическим орнаментом. В центре надгробие из светло-зелёного оникса.

На левой стороне двора мечеть, хонака и галерея площадью 786 кв.м. где одновременно могут молиться 1500 верующих. С правой стороны имеется библиотека и музей с редкими экземплярами рукописных и литографированных книг по исламскому богословию, подарки государственных деятелей различных государств, в том числе часть «кисвы» - покрывала с Каабы в Мекке, которую преподнёс мемориалу король Саудовской Аравии.

В глубине двора расположен учебный центр по изучению хадисов. В центре двора располагается водоем – «хауз» с древними чинарами, рядом с которыми бьет источник с целебной водой.

С целью глубокого изучения и широкого распространения духовного наследия Имама аль-Бухари был создан международный фонд, который с 2000 года издаёт свой духовно-просветительский журнал. Книги аль-Бухари используют в медресе и исламских университетах как основной учебник для изучения сунны (священного предания) о пророке Мухаммаде.

Мавзолейный комплекс Махдуми Аъзам

В конце декабря 1994 года Самарканд стал местом проведения международного симпозиума, посвященного одному из известных восточных мыслителей XV-XVI вв.  Сайиду Ахмаду или Мавлоно Джалолиддину Ходжага Косоний (1461-1542 гг.).

К его юбилею в древнем городке Дахбед (15 км от Самарканда), который находится на полпути от Самарканда к Мавзолею Имама аль-Бухари, был отреставрирован Комплекс Махдуми Аъзам. Труды прославленного ученого по обновлению «тариката» (учения) считались прогрессивными для своего времени и в знак высокого уважения и почтения современники называют богослова «Махдум-и Аъзам» («Великий господин»). Этот ученый – активный последователь и продолжатель идей Бохоуддина Накшбанди.

Предки его были уважаемыми людьми – «сайидами» – то есть потомками пророка. Ведя скромный образ жизни, занимаясь земледелием и садоводством, Махдуми Аъзам был прекрасным наставником. Наиболее почитаемы на Востоке его труды в области философии, теологии, этики, мусульманского права (более 30 произведений), часть из них объединена под названием «Мажмуат ул-Рисоли».

По его мнению, религия и священные книги были созданы для нравственного совершенствования человека. «Не человек создан для религии,  а религия для человека», – это утверждение было смелым для того времени. Оно призывало быть ответственным за мир и порядок в мире, активно участвовать в обеспечении процветания страны.

Ученый имел большое количество последователей, учеников. Среди них многие государственные деятели, поэты – такие например, как Захириддин Мухаммад Бабур – основатель государства Великих Моголов, Джанибек Султан (впоследствии подаривший ему живописный остров Мианкаль), представители царской династии Шейбанидов.

Надо отметить, что посещение этих святых мест у мусульман приравнивается к малому хаджу. Ведь не зря в народе говорят: "Если Мекка - сердце мусульманского мира, то Самарканд - его голова!".

При подготовке статьи использованы материалы сайтов http://www.ziyonet.uz и http://www.samarkand-foto.ru




В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?