Мавзолей Аль Мотуридий

Абу Мансур Мухаммад аль Ханафий аль-Мотуридий ас-Самарканди - имам, ученый-богослов и философ, основатель течения «мотуридий» в каламе (мусульманское богословие), знаток фикха (мусульманское юриспруденция), родился в 870 году под Самаркандом в местечке Мотруд. Образование получил сначала в сельской школе, а затем продолжил в медресе.

Свою жизнь провел в Самарканде и очень мало выезжал за его пределы. Своим духовным наставником считал Имама Мухаммада аль-Бухари. Алишер Навои называл его «Султан аль-Муиззин» - «повелитель почтенных ученых».

В IX–Х вв. появляется множество неверных толкований ислама, толков, которые затеняли первоначальную ясность учения. Против этого и боролся Имам аль-Мотуридий. Он создал множество трудов. Главная книга его жизни «Китаб аль-Таухид» («Книга о единстве Бога»), написанная на арабском языке, получила широкую известность во всем мусульманском мире. Он считал, что человек принявший Бога через познание Бога, познает самого себя, а духовность и милосердие станут его основными жизненными ориентирами. Самопознание и воспитание в себе основных нравственных ценностей скажется не только на конкретном человеке, но и на обществе в целом.

Среди его трудов есть один, написанный на фарси, «Пособие для начинающих изучать Коран», где он применил научный подход к изучению Корана и, который имеет большое значение для развития Коранической науки. Ученики стекались к нему во множестве, и Имам преподавал им в саду при своем доме. Его влияние в ученом мире мусульманского Востока было очень велико.

Самым известным его последователем стал Абуль Муин Насафи (XI в.), продолживший учение «мотуридийя».

Умер Имам Абу Мансур аль-Мотуридий в 944 году и был похоронен в Самарканде на кладбище Чокардиза, где был сооружен мавзолей, который весьма почитался населением. По преданию, на этом кладбище были похоронены более 3000 ученых-богословов. Мавзолей был варварски разрушен в 30-е годы ХХ века в период Советской власти.

В 2000 году в Республике Узбекистан широко отметили 1130-летие со дня рождения ученого. Прошли международные форумы, где ученые разных стран представили свои исследования по изучению наследия Аль-Мотуридий.

Тогда же 2000 году, по инициативе Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова, на месте разрушенного мавзолея был сооружен архитектурный комплекс, в центре которого возвышается мавзолей самого ученого. При строительстве этого памятника были использованы лучшие традиции узбекского национального зодчества. Архитектурный комплекс сооружен по проекту архитектора Рахматулло Салахутдинова в соавторстве с Эгамберди Нуруллаевым. В строительстве принимали участие такие народные мастера Самарканда как Мирумар Асадов, Матлюб Махмудов, Ёкуб Тагиров, Ташпулат Атоев. Интерьеры исполнены Амриддином Наджмиддиновым. Экстерьеры выполнены Хакимом Асадовым.

Площадь мавзолея - 12х12м. высота - 17,5 метров. Купол двойной. Внешний купол ребристый, украшен голубой майоликой. Барабан украшен 24 арками и оконными алебастровыми решетками – панджара. Во внешних и внутренних облицовках примененны мозаика, майолика, ганч. На могильном камне из белого мрамора вырезаны изречения Имама аль-Мотрудий.

Западнее мавзолея находится невысокое купольное сооружение – дахма сейидов (потомков пророка Мухаммада), привезенных Амиром Тимуром из Герата и Мешхеда.

К северу от мавзолея располагается суфа (возвышение) с надгробными камнями IX-XVIII вв.

К юго-западу от мавзолея в саду располагается беседка-ротонда над могилой знаменитого ученого-правоведа, автора книги по мусульманской юриспруденции «Аль-Хидоя», Бурханеддина Аль-Маргилони.


При подготовке статьи использованы материалы сайта www.ziyouz.com




В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?