Медресе,Тим и Караван Сарай Аллакулихана, Медресе Хурджум

Медресе Аллакули-хана, построенное в 1834-1835 гг., расположено между тимом (крытый базар) и восточными воротами Палван-Дарваза. Из-за тесноты участка строительство медресе Аллакули-хана потребовало разрушения части городской стены. Южным крылом медресе надвинулось на лавки северного торгового ряда Палван-Дарваза, северным – примкнуло к сводам тима Аллакули-хана.

Главный фасад медресе Аллакули-хана выходит во двор частично снесенного медресе Ходжамберды-бия. В результате вторжения нового медресе в существующее здание, пандус - проход к порталу медресе разделил мечеть надвое, за что в народе ее прозвали медресе «Хурджум», то есть «переметная сума».

Дворовая часть медресе состоит из 99 «худжр» (келий) в два этажа, надстроенных на малых куполах ворот Палван-Дарваза и частично в пазухах сводов тима. Большие помещения медресе – залы зимней мечети и «дарсханы» (комнаты для занятий) – занимают высоту двух этажей. В нескольких худжрах на первом этаже располагалась городская библиотека, которая была основана ханом и обеспечивала книгами всех студентов хивинских медресе. Библиотека содержалась за счет доходов от караван-сарая и тима Аллакули-хана.

Медресе Аллакулихана можно отнести к лучшим достижениям хорезмской архитектуры позднего средневековья. В традиционных формах и композиции создан масштабно и пропорционально стройный монументальный памятник, изящна и строга майоликовая отделка портала и боковых крыльев медресе. В оформлении главного фасада преобладает майолика хорезмского типа в черно-белых и голубых тонах. Цветовая гамма и орнаментальные мотивы майолики повсюду разнообразны. В зависимости от украшаемого места художники-керамисты удачно подбирали масштабы и характер рисунка, цветовую насыщенность узора. Особенно впечатляет стройная фасадная часть портала, насыщенная яркой, красочной майоликой.

В настоящее время в части здания медресе Аллакули-хана организован Арт-ресторан. В его небольшом и уютном зале можно отведать блюда традиционной хорезмской кухни. Терраса ресторана, декорированная  в восточном стиле – отличное место для летнего ужина. В оформлении интерьера ресторана использовано множество декоративных элементов. Картины, стилизованные предметы быта, деревянные потолочные балки – создают неповторимую атмосферу, передающую дух таинственного Востока, а в самом центре зала располагается оригинальная инсталляция на восточную тематику.


Караван-сарай и Тим Аллакули-хана

Через горячие пески величественных пустынь и зеленые равнины оазисов пролегал Великий шелковый путь, соединявший страны и народы. Нагруженные товаром верблюды и мулы перевозили пряности и фарфор, шелка и лекарства, ковры и драгоценные камни. Караваны шли своими многодневными маршрутами, и главным спасением в пути для них была вода и отдых в караван-сарае – древнем постоялом дворе Востока. Такие гостевые дома были специально предназначены для отдыха путников и животных, особенно крупные могли приютить и накормить по нескольку караванов одновременно.

Слово «караван» означает группу путешественников, «сарай» – дом, дворец. Такие стоянки для путников строились вдоль дорог между городами с интервалом 25-30 км, именно такой путь проходили верблюды за один день. Первые караван-сараи появились в Центральной Азии уже в IX-X веках, и со временем сеть постоялых дворов распространилась вдоль многочисленных маршрутов, связывающих Европу с Индией и Китаем. 

В XIX в., в связи с расширением торговли с Бухарой, Персией и Россией, Хиве потребовались новые торговые площади. Так как основные базары располагались у ворот Палван-Дарваза, то в 30-е гг. XIX в. Аллакули-хан возвел здесь огромный караван-сарай, для размещения которого пришлось сломать часть стены Ичан-Калы у дворца Таш-хаули. Караван-сарай служил гостиницей для купцов и местом оптовой торговли.

Хивинский караван-сарай удобно и просто распланирован. Он состоит из большого двора и двухэтажной застройки «худжр». На втором этаже расположены жилые комнаты, а в первом этаже в более высоких помещениях хранились товары. Годовая плата за аренду амбара составляла 10, а за жилую комнату 5 руб. серебром.
Но совмещение в одном здании функций гостиницы, склада и торгового пассажа усложнило его эксплуатацию и вскоре к караван-сараю был пристроен многокупольный торговый пассаж - Тим. Его западный и восточный фасады оформлены в виде городских ворот, облицованы шлифованным кирпичом с выкладкой фигурных поясов на угловых башнях.

Тим получил оригинальный план. Два ряда малых куполов в центре, против входа в караван-сарай, объединены большим купольным холлом. Такого же рода купол устроен при входе в тим с запада. Построение купольных проходов хивинские строители осуществили мастерски. Свет в тим попадает через отверстия в куполах и четко обозначает конструктивность их построения.

Торговля Тиме осуществлялась в боковых лавках, где размещались купцы со своими товарами, а посередине, под сводчатыми галереями, двигалась вереница покупателей. По рассказам очевидцев, здесь можно было купить не только местные, но и русские и английские хлопчатобумажные ткани, полушелковые материалы для халатов, шелковые шали, ватные одеяла, пояса, бухарские сапоги, китайскую посуду, сахар, чай и другие мелкие товары. За точностью разновесов и порядком на базаре наблюдал чиновник - Раис, имевший право тут же на месте палочными ударами вершить правосудие. У ворот другой чиновник - диван-беги, взимал пошлину за ввоз и вывоз товаров.

Постройкой тима был закрыт фасад караван-сарая, украшавший ранее торговую площадь, но в то же время, новая площадь приобрела более правильные очертания и благодаря созданию восточного входа в тим подобно воротам Палван-дарваза – четкое симметричное решение. А город, замкнутый кольцом крепостных стен с традиционными четырьмя воротами, получил новую жизненно важную артерию.




В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?