Мавзолей Саид Алауддина

Из сохранившихся архитектурных сооружений Хивы наиболее древнее – мавзолей шейха Сайид Аллауддина, относящийся к первой трети XIV века. Здание мавзолея прилегает к восточным стенам Медресе Матнияз Диван-беги, и было построено в честь великого суфистского шейха учеником и последователем шейха Сайид Аллауддина, известным мистиком из ордена Накшбандия Амиром Кулалом.

Первоначально мавзолей состоял из одного помещения с небольшим порталом в южной стене. Это была «гурхана» (усыпальница) с одним куполом в форме треугольного плоского паруса. Затем в XVIII веке с запада к этой гурхане была пристроена «зиаратхана» (место молитвы) с порталом и входом, функционирующим и в настоящее время.

Архитектура мавзолея довольно проста: в ней нет избытка декоративных элементов, ступенчатые тромпы, стены и даже купола никак не облицованы, изготовлены из кирпича. Однако в ходе раскопок, проводившихся на территории мавзолея, были обнаружены элементы резной керамики, оставшиеся от первоначальной постройки.

В 1825 году мавзолей был капитально отремонтирован. Обветшалый портал зиаратханы был переложен с уменьшением его пилонов, ниши в интерьере заложены, заново выстлан пол, и все внутри покрыто ганчевой штукатуркой. Ее украшают только нанесенные тушью, каллиграфически выписанные стихи, которые повествуют о том, что реставрация была произведена по приказу Аллакули-хана (1825-1842 гг.) и что попечителем постройки является Ходжа Хамид, сын ходжи Хубби-Кули. При ремонтно-реставрационных работах, осуществленных вслед за раскопками в 1957 году, были укреплены деформированные кладки, благоустроена территория вокруг мавзолея и по мере возможности восстановлен его древний облик.

Святыня мавзолея – великолепное майоликовое надгробие – обрело широкую известность. Контраст скромного убранства мавзолея и высокого красочного надгробия настолько значителен, что надгробие кажется привезенным сюда из другого места.

Центром керамического производства того времени был Куня-Ургенч – столица Хорезма. Отсюда приемы и орнаменты архитектурной керамики экспортировались не только в города Хорезма, но и далеко за его пределы. Несомненно, что и надгробие Сайида Алауддина, близкое по общему стилю надгробию мавзолея Наджмиддина Кубро в Ургенче, могло быть выполнено куня-ургенчскими мастерами.

Надгробие состоит из постамента с угловыми колонками, поддерживающего мощную плиту с двумя «сагана» (стрельчатое завершение мусульманских надгробий). На облицовочных плитках надгробия отштампован легкий рельеф. Он расписан мелким цветочно-растительным орнаментом, восходящим к древнехорезмийским и согдийским образцам. Свежесть придают темно-синий, голубой и фисташковые цвета. На фоне красочных орнаментов выделяются белые торцы-саганы с надписями, повторяющими с небольшими разночтениями хронограмму с датой смерти Сайида Аллауддина – 18 марта 1303 года. Красота узоров, композиция и тональность росписи, прозрачность глазури вводят этот керамический декор в число лучших образцов искусства майоликовой облицовки XIV века.




В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?