Мавзолей Пахлавон Махмуда

Одно из лучших произведений хивинской архитектуры – Мавзолей Пахлаван Махмуда – выполнено в традициях хорезмского зодчества XVIII-XIX вв. Он построен в честь знаменитого хивинского поэта, ремесленника и непобедимого борца, прославившегося своей богатырской силой, Пахлаван Махмуда (1247-1326 гг.).

Первоначально здание мавзолея было скромным и небольшим, но, поскольку оно превратилось в популярное место паломничества, вскоре здесь были построены худжры, ханака и мечети, где паломники также совершали молитвы.

В XVIII веке на южной стороне здания был построен входной портал в мавзолей. В 1719 году Шергази-хан, строя новое медресе, ориентировал его на мавзолей Пахлаван Махмуда.

В 1810 году после одного из удачных походов, Мухаммад Рахим-хан I решил радикально изменить ансамбль. Он реконструировал мавзолей Пахлаван Махмуда так, что «в ногах» у хивинского святого возник некрополь правящей Кунградской династии. Здесь стали хоронить членов ханской семьи, и территория мавзолея расширилась на восток и на юг. Новый мавзолей включил в себя старую усыпальницу и ханаку с высоким двойным куполом, силуэт которой стал одним из главных символов Хивы.

В 1913 году по заказу Исфандияр-хана на западной стороне двора было построено двухэтажное здание, а на восточной стороне – летняя мечеть.

В майоликовую облицовку мемориала включено множество религиозных изречений, стихи Пахлаван Махмуда и имена мастеров. Надгробие Пахлаван Махмуда поражает ювелирной точностью и изяществом мозаики из резной поливной керамики.

Строительные работы производились под руководством известного хивинского зодчего Мухаммада Мурада. Известны и имена мастеров-керамистов, принимавших участие в оформлении мавзолея – это усто Суфи Мухаммад Нияз и усто Абдулла Джин, определившие хивинский стиль декорирования зданий на многие десятилетия вперед.

Постепенно мавзолей превратился в величественное сооружение с самым большим куполом в Хиве, покрытым голубой глазурованной плиткой со сверкающей позолоченной верхушкой.

Пахлаваны (богатыри) всегда почитались в народе, и у каждого силача были свои легенды. Местная устная традиция приводит описание многих подробностей, связанных с жизнью и подвигами Пахлаван Махмуда, который был известным поэтом, скорняком по профессии и философом по духу, а также имел способность к исцелению людей. Еще при жизни он приобрел признание и широкую известность далеко за пределами Хивинского ханства.

Особенно прославили Пахлаван Махмуда его стихи, в которых богатырь воспевал мужество, честность, любовь к людям. Его называют «хорезмским Омаром Хайямом». Считается, что он автор более 300 рубаи, – традиционных восточных четверостиший любовно-философского содержания, в которых Пахлаван Махмуд прославлял земную жизнь со всеми ее горестями и радостями. Первый из европейцев, установивших прямую связь между Пахлаван Махмудом и автором начертанных над куполом мавзолея рубаи, был венгерский востоковед и путешественник Арминий Вамбери, посетивший Хиву во второй половине XIX века под видом странствующего дервиша. К сожалению, стихи Пахлаван Махмуда, писавшего под псевдонимом Пирьяр-Вали, кроме тех, что были найдены на стенах усыпальницы, не сохранились.

Пахлаван Махмуд  много странствовал, а скорняжное ремесло давало ему возможность зарабатывать на жизнь. Силач из Хивы, прославившийся своей богатырской силой непобедимого борца, неизменно побеждал своих соперников в Афганистане, Индии, Иране, Ираке. Лишь однажды он проиграл схватку, когда узнал, что его противнику в случае неудачи грозит смертная казнь. В настоящее время во многих из этих стран сохранились реликвии, связанные с именем Махмуда. А в Иране профессиональные борцы, прежде чем вступить в поединок с соперником, обращаются с молитвой к покровителю борцов – святому Пахлаван Махмуду.

В своих философских исследованиях богатырь разрабатывал понятия нравственности, мужества, доблести. Он был одним из столпов суфийского течения «Жавонмардлик» («Отвага молодости»), основные принципы которого – щедрость души, милосердие, благородство, скромность и покорность Создателю.

По преданию, поэт был похоронен в мастерской рядом со своим домом. После смерти его стали почитать как пира (святого покровителя) Хивы, а его скромная могила стала местом поклонения верующих.




В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?