Категории
|
Дворец Таш-ХаулиГлавный дворец хивинских ханов Таш-Хаули занимает ведущее место среди памятников Ичан-калы. Таш-Хаули был построен при Аллакули-хане в XIX веке. Дворец Таш-Хаули состоит из трех главных частей: гарема, мехмонхоны (помещение для ханских приемов и пиршеств) и арзханы (помещение для рассмотрения жалоб и суда). Судя по строительным надписям на деревянных колоннах, мраморных базах, потолках, сооружение дворца длилось с 1830 по 1838 года. Главные зодчие дворца – Hyp Мухаммед Таджихон и сменивший его усто Каландар Хиваги. В архитектуре дворцового комплекса широко использованы элементы хивинских жилых домов и загородных усадеб – «хаули»: замкнутые дворы, тенистые двухколонные айваны (террасы) и лоджии, глухие орнаментированные стены и округлые башенки. Таш-Хаули в переводе означает каменная усадьба, или каменный двор. Название это наилучшим образом раскрывает его своеобразную планировку и архитектуру. В отличие от традиционных глинобитных хаули, дворец Аллакули-хана весь выложен из жженого кирпича, а дворики лишены характерных для сельской усадьбы простора и озеленения. Высокие стены с башнями и воротами подобны крепостным сооружениям. Период правления Аллакули-хана характеризуется сильной властью хана, успешной международной политикой и прогрессом в торговле с Россией. И как результат, появилась возможность богато украшать здания. Дворец Таш-Хаули - наиболее выдающийся архитектурный объект XIX века в Хиве. Установлено, что строительство дворца Аллакули-хана велось несколькими этапами. Сначала как самостоятельное сооружение был выстроен гарем с прямоугольным двором, обустроенными айванами, одно- и двухэтажными жилыми и подсобными помещениями. В южной части двора гарема построены маленькие айваны, четыре из которых были предназначены для жен хана, пятый айван, богато украшенный служил жилой комнатой для хана. В каждом айване есть жилое помещение для слуг. В правой стороне «семейного» двора расположены помещения для наложниц хана, а напротив входа находилась кухня и другие служебные помещения. Гарем обустроен в соответствии с хорезмской традицией оформления женской половины («ичан хаули»). В дизайне дворца присутствуют некоторые детали оборонительной крепости, что соответствует уединенному образу жизни обитательниц гарема. Все помещения, обращенные во двор, независимо от их предназначения, богато оформлены. Разнообразие в орнаментации майоликовых панно, резьбы деревянных колонн и мраморных баз, росписей потолков и композиции дворика в целом, лишенной геометризма и точной симметрии официальной архитектуры, напоминает богатейшую картинную галерею. Древние мастера владели секретом изготовления цветных керамических глазурей «ишкор», краски которых не меркнут на протяжении столетий. Второй очередью строительства дворца была мехмонхона – место официальных приемов. Небольшой дворик с круглым возвышением для установки юрты обстроен со всех сторон помещениями. В главном айване, открытом на север, происходил церемониал дворцового приема. По формам своим айваны очень просты и близки к жилой архитектуре, но сплошь украшенные декоративной майоликой с яркими расписными потолками, обрамленные башенками и фигурным карнизом, они полны театральной условности и торжественности. Под этими айванами восседал сам правитель, хан, отсюда он вершил свой суд, обсуждал дела с сановниками. Арзхана (помещение для рассмотрения жалоб и суда) занимает всю юго-западную часть дворца. По площади оно почти вдвое больше мехмонхоны. Объясняется это тем, что кроме собственно арзханы, в комплексе с ней были выстроены двое ворот, дворики со сложной системой проходов и при них по несколько подсобных помещений. Майоликовая облицовка выполнена известным мастером Абдулла Джином. Оригинально украшен им «сарой» - приемная комната при айване. Панно с мелким растительным орнаментом оживляются крупными цветами на интенсивно синем фоне. Искусство высокого стиля сохраняют в этом помещении резьба и роспись по дереву. Одна из дверей сароя (крайняя западная) выделяется художественностью резьбы. Это, пожалуй, самая богато украшенная дверь из сохранившихся во дворце. Небольшие реставрационные работы не изменили своеобразия дворца, и он вполне может считаться музеем хивинской архитектуры того времени. Дворец Таш-Хаули располагает самым роскошным внутренним декором в Хиве, включая керамическую черепицу, резьбу по камню и дереву, ганч. Построенный Аллакули-ханом дворец должен был стать более величественной альтернативой Куня-Арку, имея в распоряжении 150 комнат в 9 дворовых пристройках, с высокими потолками для большего доступа воздуха. По преданию, хан Аллакули очень спешил со своим проектом. Современник Аллакули-хана писал, что лучшие зодчие того времени были казнены по его приказу за то, что не закончили работу в 2-летний срок. Зодчему Усто Каландару Хиваги понадобилось для этого 8 лет.
|
Копирайт © "Jahon Ramzo Travel". 2010-2011 Все права защищены.
Дизайн и создание сайтов — Programax Technology.