Синагога Бухары

О Бухаре, об этом удивительном городе, существует много преданий, сказаний и историй о его древних гузарах (кварталах), архитектурных ансамблях и памятниках, жителях, шейхах, правителях и дервишах.

В XVII веке влиятельнейший сановник Надир-Диван-Беги, который приходился дядей эмиру Имамкули-хану, положил начало созданию архитектурного комплекса Ляби-Хауз. Первоначально Надир-Диван-Беги построил большое медресе Ханака, которое до сих пор носит его имя. Рядом с медресе находился большой двор, принадлежащий вдове-еврейке. Надир Диван-Беги решил, что участок, занимаемый двором еврейки, весьма подходит для устройства водоема (хауза) при мечети. Он обратился к ней с просьбой, чтобы она продала свой двор за любую цену. Но еврейка ни за что не соглашалась продать его. Диван-Беги тогда повёл ее к хану, будучи уверен, что тот прикажет ей отдать свой двор. Но Имамкули-хан передал рассмотрение этого вопроса на заключение коллегии муфтиев. Рассмотрев дело, мусульманские законоведы вынесли решение, запрещающее отнимать двор у еврейки силой, ибо, по их мнению, евреи должны пользоваться всеми правами наравне с мусульманами, потому что они платят налог "джизья", на право сохранения ими своей религии.

Здесь надо пояснить, что ещё Халиф Омар запретил разрушение старых синагог, которые существовали в Халифате в доисламский период, но в то же время, запретил и построение новых. Был даже случай, когда Халиф Омар приказал снести мечеть, которая была незаконно построена на еврейской земле. Евреи, наряду с христианами и зороастрийцами, имели автономное управление с главой, который отвечал за уплату налогов с общины перед мусульманской администрацией. Институт автономного управления еврейской диаспоры сложился в VIII веке. Такая же структура была утверждена в Самарканде примерно через 400 лет.

Таким образом, Надиру Диван-Беги пришлось ограничиться устройством маленького водоема, прилегавшего к дому, где жила несговорчивая вдова. Друзья же посоветовали ему провести небольшой канал, несущий воды от городского канала Шохруд к водоему, окольным путем, и так, чтобы он прошел под домом вдовы. Этот хитроумный способ, по их мнению, должен был смягчить упрямство женщины. Диван-Беги послушался совета друзей, и, не теряя времени, он сделал то, что ему посоветовали, несмотря на то, что это было дороже. Через некоторое время, когда вода стала подмывать фундамент дома, еврейка обратилась к Надиру Диван-Беги за справедливостью. На что он ответил, что его предложение ещё остается в силе, и он сейчас же уплатит стоимость дома, лишь бы она согласилась продать его. Однако, вдова объяснила, что деньги ей не нужны, так как она живет одна, и у нее нет наследников. Но она обещает, что если взамен ее двора ей дадут участок земли для постройки еврейской синагоги, то она обещает, что она передаст Диван-Беги свои владения.

Диван-Беги согласился на эту сделку и передал в распоряжение женщины свой участок земли, находившийся в квартале, ныне называемом "еврейским". Здесь евреи вскоре и построили первую синагогу, а двор еврейки перешел к Диван-Беги. Это дало ему возможность расширить водоем до сегодняшних размеров. Имя этой вдовы не сохранилось в памяти народа. Говорят, что она жила после постройки синагоги в ее верхнем этаже и, по завещанию, после ее смерти этот этаж был разрушен, а вместо него построена комната рядом с синагогой, которая также служила молитвенным помещением для евреев.

Самая древняя часть этой синагоги носила название "Каниса Мулла Мани", то есть синагога имени Муллы Мани, – так звали почтенный еврея, который был старшиной в этой синагоге.

Водоем, устроенный Надиром Диван-Беги, известен теперь под названием Ляби-Хауз. Приблизительная дата постройки – 1620 год.

Что интересно, до постройки первой синагоги евреи молились в одном помещении с мусульманами в мечети под названием "Магоки Аттари", по другому называемой "Мечеть в яме" или "Глубокая мечеть". По одной версии, евреи молились с мусульманами в одно и то же время, но в разных углах. По другой – евреи приходили туда только по окончании молитв мусульман. Этим можно объяснить обычай, существующий у бухарских евреев, заканчивать утреннюю молитву словами "Шалом алейхом" ("Да будет мир над вами"), который отсутствует у европейских евреев. 

Есть версия, что переселение евреев в еврейский квартал связано с постройкой синагоги. Евреи до постройки синагоги жили вблизи сегодняшнего Ляби-Хауза, на участке, называемом "Бозори джав", то есть "Ячменный базар". Стремясь сосредоточиться вокруг молитвенного дома, они постепенно переселились в квартал, где была построена синагога, так что на Ячменном базаре не осталось ни одной еврейской семьи.

По другой версии, евреи живут в нынешней Махалле (квартале) со времени их переселения из Персии. Говорят, что этот район был занят мусульманами, а когда он опустел, расположенные здесь кварталы стали разрушаться, и правитель Бухары отдал это место евреям, пришедшим из Иерусалима в интересах торговли. 

Синагога в еврейской Махалле, насчитывающая 300 летнюю историю, была закрыта советскими властями в 1940 году. И лишь в 1945 году, по настойчивой просьбе населения, еврейской общине было возвращено прежнее здание синагоги, которое функционирует до сегодняшнего дня.


Источник: Дмитрий Пэйдж. Бухара. Путеводитель по архитектурным и историческим достопримечательностям


В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?