Мемориальный комплекс Бахоуддин Накшбанд

Недалеко от Бухары находится мемориал святого покровителя Бухары - шейха Бахоуддина Накшбанди.

Бахоуддин Мухаммад Накшбанди Бухари (1314-1389) родился в Бухаре, в селе Касри Орифон ("замок, познавших божественную истину"). Мать шейха – Биби Орифа была из рода «сайидов», то есть потомков пророка Мухаммада. Отец его был ремесленником - чеканщиком, отчего шейх получил прозвище «Накшбанд» (чеканщик).

По преданию, ещё до рождения Бахоуддина Накшбанди, один из Семи святых пиров (наставников) суфизма – Ходжа Мухаммад Бобои Самосий почувствовал скорое рождение великого человека и поручил воспитание будущего шейха другому из Семи пиров - Сайид Амиру Кулолу. В раннем детстве шейх Бахоуддин получил духовное посвящение от умершего за 150 лет до рождения Накшбанди Ходжа Абдулхолика Гиждувани, который явился к нему во сне и велел стать учеником шейха Амира Кулола. Под руководством своих наставников Бобои Самосий и Амира Кулола, юный Бахоуддин постигает истины учения. В возрасте 7 лет он уже наизусть знает Коран.

Продолжает он свое обучение у Арифа Диггарани, у которого он проводит 7 месяцев. Затем он 12 лет провёл в сообществе у суфийских наставников Косим шейха и Халил-ата из ордена Ясавия. Вскоре он возвращается в родное село, где создаёт свою собственную суфийскую школу. Он лишь трижды покидал родную Бухару: два раза, чтобы совершить хадж, и в третий раз, чтобы посетить Герат.

Начиная с XV в. братство Накшбандия превратилось в одно из самых распространенных суфийских орденов в мире. Суфийская община Накшбанди отрицала показной аскетизм и активно занималась хозяйственной деятельностью. Накшбанди не призывал своих приверженцев к отшельничеству, напротив, он обязывал их быть усердными земледельцами, ремесленниками, торговцами, занимать государственные должности. Орден мирно уживался с официальным исламом. Ему принадлежат слова: "Наш путь к Богу - взаимное общение, но не отшельничество". При этом он отрицательно относился к показным сорокадневным постам, бродяжничеству, публичным радениям (сама) с музыкой и танцами и громкому зикру.

Учение Накшбанди отрицательно относилось к жизни за чужой счёт. Последователи Накшбанди считали правильными, чистыми («халол») только те средства, которые получены в труде, в поте лица своего. Это правило Накшбанди положил в основу своего учения. Его знаменитый девиз «Дил ба Ёру, даст ба кор!» (Сердцем к Богу, руки к труду!) до сих пор популярен в народе. Широкое признание в исламском мире шейх получил в ходе своего трехлетнего хаджа.  В будущем он станет покровителем ремесел.

При Тимуридах орден оказывал большое влияние как на правителей, так и на широкие народные массы. Членами этого братства были выдающийся персидский поэт Джами и великий узбекский поэт Алишер Навои.

Силсила, то есть цепь преемственности (арабское слово «силсила» - цепь, ряд) тариката (учения) Накшбандия разными ветвями восходит к халифам Али и Абу Бакру. Наличие цепочки необходимо для любого тариката, т.к. это одно из свидетельств подлинной преемственности в линии учителей. Через истинную силсилу передается божественная благодать – «барака».

Накшбандия является тарикатом, придерживаюшимся вероубеждения о тихом зикре (зикр - «поминание», исламская духовная практика). Накшбандийский зикр, который суфии совершают вместе называется «Хатми ходжагон». Учение братства составили 11 морально-этических принципов, восемь из которых были унаследованы от суфийской школы Ходжагон, а три разработаны самим Накшбанди.

По преданию, в юности Бахоуддин был ткачом, специализировавшимся на изготовлении шелковой материи с золотым шитьем. Считается, что до появления ислама на месте комплекса располагался языческий храм, с которым связан праздник "красной розы".

Мемориальный комплекс Бахоуддина Накшбанди создавался на протяжении пяти столетий. Ансамбль принял в XVI в. формы сочетания некрополя с обрядовым зданием. В 1544 г. ханом Абдулазизом захоронение Накшбанди было оформлено в виде наземного склепа — дахмы с мраморной резной оградой. Чуть поодаль была построена ханака -  крупнейшее из известных зданий такого назначения (42,5м х 38м). Поклонение святой могиле шейха приравнивалось совершению хаджа в Мекку.

Другими достопримечательностями комплекса являются расписные мечети Музаффар-хана (XVI в.) и Хакима Кушбеги, а также живописная четырехарочная «саккохона» (комната утоления жажды). Перед фасадом мечети Кушбеги возвышается минарет и небольшое медресе. К западу от дахмы располагается обширный некрополь - усыпальница бухарских правителей.

Особый интерес представляет живописная арочная саккохона. Саккохоной по восточной традиции может быть небольшое здание, ниша в стене, или даже просто выступ, где имеется кран, фонтан или кувшин, которые обычно устанавливались за железной решеткой. Прохожие могут не только утолить здесь жажду, но также попросить об исполнении благочестивых желаний, оставив здесь небольшой дар (как залог исполнения желания).

На берегу водоема лежит ствол сухого ритуального тутового дерева. Многие известные люди, о которых упоминает история Бухары, были захоронены здесь, на территории обширного кладбища к западу от дахмы.

В советский период эта святыня была в состоянии запустения.

После обретения независимости Узбекистана в честь 675-летия Бахоуддина Накшбанда в 1993 году святыня была отреставрирована. По инициативе президента Узбекистана И.А.Каримова в 2003 году были проделаны большие работы по благоустройству комплекса. Была построена «дарвазахана» (входное помещение) с высоким куполом. Были воссозданы богато декорированные айваны – террасы. Обширный сад соединил в единую композицию священное погребение Хазрата Бахоуддина и место погребения его матери. Также был отреставрирован Дахмаи Шохон (Некрополь правителей).

Одухотворенность выразительных архитектурных конструкций, тишина и уединенность ансамбля вызывают стремление к достижению познания Бога.



В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?