Медресе Абдулазиз Хана

Медресе Абдулазиз-хана, построенное в 1652 году, воздвигнуто на единой оси с медресе Улугбека и составляет с ним, таким образом, единый архитектурный ансамбль, однако значительно превосходит его и масштабами, и богатством декора. Медресе Абдуллазиз-хана занимает особое место среди памятников Бухары по богатству художественной отделки. Плафоны покрывает роспись в технике «кундаль» (многокрасочная роспись с позолотой на рельефном орнаменте). Во внешнем декоре преобладает мозаика с характерным мотивом цветущего куста в вазе. В интерьерах использованы подкупольные системы сталактитов и сложных парусов, а также художественные росписи. В оформлении внутреннего двора и комнат использовался широкий набор приемов декоративного оформления, характерных для того времени: в том числе: резная и обливная керамика, кирпичная мозаика, резьба по мрамору, фрески из ганча и золочение. Медресе включает в себя четырех-айванный двор с портальным входом, угловые башни – «гульдаста» и лоджии-ниши вокруг двора и по фасаду.

По преданию, Абдулазиз-хан из династии Аштарханидов (1645-1680) был учеником («мюридом»Халифа Худойдода, состоя одновременно и мюридом другого бухарского ишана (духовного наставника) - Мавлоно Шарифа (XVII в.) Оба ишана долго боролись за влияние на хана, который колебался, кому из них отдать предпочтение. Этим объясняется местоположение Медресе Абдулзиз-хана, которое хотя и относится к историческому кварталу Азизон, но все же построено на самой границе квартала Мавлоно Шариф с севера. Могила Мавлоно Шарифа — главная святыня квартала — находилась внутри мавзолея, выстроенного неподалеку, рядом с мечетью. Мавзолей сохранился. У Абдулазиз-хана были серьезные проблемы со здоровьем. К старости его тело было почти парализовано. Этим и объясняется тот факт, что хан столь сильно нуждался в сверхъестественном покровительстве.

Медресе Абдулазиз-хана стало последним монументальным сооружением такого масштаба в столице Бухарского ханства. После смерти Абдулазиз-хана последовал период заката Бухары. Никогда более Бухара не была достаточно богата и устойчива, чтобы осуществлять строительство таких роскошных сооружений как Медресе Абдулазиз-хана.

Выбор средств художественного оформления отражает тенденцию ослабления давления религиозных запретов со стороны ортодоксального Ислама. В этом Медресе Абдулазиз-хана следует таким своим знаменитым предшественникам как Медресе Шердор в Самарканде и Медресе Надир-Диван-Беги в Бухаре. Вместо скромного геометрического орнамента здесь использовались более сложные мифические элементы типа изображения китайского дракона и птицы Семург (фантастическая «птица счастья» зороастрийской мифологии).



В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?