Категории

Керамическая мастерская в Гиждуване

В 45 километрах от Бухары расположен маленький древний городок Гиждуван. С давних времен и до наших дней Гиждуван славится как торговый город и центр ремесленничества. Но всё же, керамика занимает особое место среди различных ремесел, процветающих в городке. Гиждуванскую школу керамики отличает использование геометрических форм ицветов в орнаментах.

Керамика Гиждувана лёгкая, пористая, толстостенная. В ней все оттенки желтого и коричневого, немного разбавленные зеленым и синим. Особый изыск – посуда одноцветная. Также используется темная цветная глазурь поверх тончайшего темного узора. Основной цвет «поглощает» все остальные и создается как бы «мраморный» эффект. 

 

Гиждуван – древний гончарный центр, где искусные мастера передают свое ремесло из поколения в поколения. Сейчас там, например, работает уже 60-е поколение гончаров семьи Насруллаевых. Насруллаевы знамениты в Узбекистане, имеют большую мастерскую, где можно не только купить посуду, но и посмотреть процесс её изготовления, а также поучиться работе на гончарном круге. А еще Гиждуван славится своими поварами, которые в колоритных чайханах угощают гостей удивительно вкусным шашлыком и рыбой, приготовленной особым способом.

 

Вся гиждуванская посуда – ручной работы. Перевернув каждую, можно увидеть следы от гончарного круга.

 

Цены на всё это великолепие вполне приемлемы : пиалы - $3,  касы - $5  ляганы - $7-8 . 

 

Гиждуванские мастера используют особые краски только из природных материалов, которые до сих пор составляют и готовят вручную.  

 

Цвета бухарской керамики подобраны особо. Это цвета древних мозаичных панно Бухарских медресе и мечетей. В отличие от другой известной керамической школы в Узбекистане - риштанской, на изделиях которых каждая линия узора необычайно тонка и четко очерчена, в изделиях гиждуванской или бухарской школы линии расплывчаты. Свойства их особой краски в узорах таковы, что они при нанесении взаимодействуя с глазурью, слегка расплываются. Эта расплывчатость создает удивительный эффект, когда при медленном удалении от зрителя, изображения становятся объёмными.


Многие ляганы имеют в донышке три неглубоких отверстия, соединенные между собой под слоем керамики – для веревочки – это чтобы красивый ляган можно было вешать на стену, снимая в торжественных случаях. И посуда, и элемент декора.