Площадь Регистан

Всякий попадающий на площадь Регистан в Самарканде, теряет ощущение привычных для него пропорций. Такие же ощущения испытывает человек, стоя перед горой или пирамидой. Масштабность пространства и построек, гармония пропорций и роскошь изысканной отделки вызывают у всякого восторг и искреннее уважение создателям этого шедевра.

Регистан - это сердце Самарканда, огромная площадь в центре старого города, на которой стоят три величественных средневековых университета ("медресе") - медресе Улугбека, медресе Тилля-Кори и медресе Шердор.

Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Все медресе построены в разное время. Медресе Улугбека было первым - оно построено по распоряжению внука Тимура - правителя и астронома Улугбека и строилось 4 года - в период с 1417 по 1420 гг., а два других медресе - построены двумя веками позже по распоряжению другого самаркандского правителя Баходура Ялангтуша - Медресе Шердор ("Имеющее львов"), построенное в 1619-1636 гг. симметрично медресе Улугбека и Медресе Тилля Кори ("Отделанное золотом") - в 1647-1660 гг.

Испокон веков, на Регистане находился также центральный базар. Как главная городская площадь и торгово-ремесленный центр средневекового Самарканда, Регистан начал формироваться в XIV-нач.XV вв. Сюда сходились шесть главных улиц, на пересечении которых женой Тимура Туман-ака был построен купольный торговый пассаж Чор-су.

В конце XVII века и в первой половине XVIII века, когда столица ханства была перенесена из Самарканда в Бухару и когда Великий Шёлковый Путь перестал проходить через Самарканд, в жизни города наметился период застоя и упадка. В этот период медресе Регистана опустели. По сообщениям некоторых современников, был период, когда город также почти полностью опустел и в медресе жили дикие звери.

В конце XVIII века город стал постепенно оживать. Тогда вновь закипела жизнь на Регистане, где снова традиционно расположились многочисленные мелкие лавки и строения.

Регистан следует посетить, как минимум, дважды. Один раз - днём. А другой - вечером, когда в летнее время, под великолепно подобранную свето-звуко-панораму, можно послушать историю города, которая рассказывается тремя медресе.

Каждые два года в Самарканде на площади Регистан проводится фестиваль восточных мелодий "Шарк тароноллари" ("Мелодии Востока"), на который съезжаются музыкальные коллективы Азии.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417—1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кори.

Архитектором этого сооружения по сообщению гератского поэта Зайнутдина Васифи был один из учеников знаменитого математика Казы-заде Руми - Камаледдин Мухандис.

Прямоугольное в плане медресе имеет четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные кельи, где жили студенты. Задняя сторона двора занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагаются четыре минарета. Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики.

При всей своей монументальности, здание производит впечатление лёгкости и изящества. Рельефные детали стен, говорящие об их тяжести и толщине, или совсем отсутствуют, или сведены к минимуму. Замысловатый декоративный геометрический орнамент, мозаичное панно арки, отделка стен сине-голубыми изразцами, не вызывают даже мысли о тяжести кирпичной кладки.

Медресе на Востоке - это образовательное учреждение, служившее в средние века и общеобразовательной школой, и высшим учебным заведением - университетом - медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе, богословию и читали их известные учёные того времени: Кази-заде Руми,  Гиясиддин Джамшид Каши, Али Кушчи. В медресе преподавал и сам Улугбек, а в качестве ректора правитель и учёный выбрал человека простого, но очень образованного - Мухаммеда Хавфи.

Медресе Улугбека сильно пострадало от времени, землетрясений и, особенно, в годы междоусобиц в начале XVIII века. Наружные купола, два минарета и большинство жилых помещений подверглись разрушению. В 1918 году букинисты-переплетчики, чьи лавочки располагались у бокового фасада здания, первыми заметили, что северо-восточный минарет всё заметнее кренился наружу, отрываясь от основного массива здания. Было ясно, что минарет вскоре дойдет до критического наклона и рухнет. Обеспокоенные этим, они поставили в известность В.Л. Вяткина – учёного, первым обнаружившим остатки обсерватории Улугбека и занимавшим тогда должность председателя комиссии по охране памятников. Для спасения минарета в мае 1920 г. была организована специальная комиссия. На основе предложения областного архитектора М.Ф. Мауера, в Москве, выдающимся русским инженером В.Г. Шуховым (автором проекта радиобашни на Шаболовке, ажурных куполов ГУМа, Метрополя, Петровского пассажа), был разработан проект по выпрямлению памятника. По данному проекту 7-11 января 1932 года в Самарканде была успешно осуществлена уникальная инженерная операция по выпрямлению и закреплению минарета. Огромный ствол минарета был целиком отделён от своего основания и закреплён специальной раме, вся повреждённая его нижняя часть от уровня фундамента была удалена и заменена капитальной железобетонной кладкой, на которую поставили минарет и медленно выпрямили. Так благополучно завершилась многолетняя кропотливая работа по спасению шедевра средневекового зодчества.

Строительные работы по выпрямлению северо-восточного минарета медресе Улугбека не имели прецедента в мировой реставрационной практике. Столь же замечательным достижением явилось выпрямление в середине 60-х годов 20 века юго-восточного минарета медресе Улугбека, произведённое под руководством инженера Ю.М. Генделя. Накренившийся сильно в сторону минарет, с примыкающими к нему пилонами весом около тысячи тонн, за одни сутки с помощью мощных гидравлических домкратов был приподнят над фундаментом, выпрямлен и поставлен на место.

Медресе Шердор

Первая половина XVII века в истории Самарканда связана с деятельностью эмира Ялангтуш-бия Аталыка Бохадура из узбекского рода Алчин. Именно в период его правления на Регистане были построены ещё два монументальных здания - медресе Шердор и Тилля-Кори. Эти строения отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, однако по своим художественным и архитектурным достоинствам всё же уступают своему прототипу - медресе Улугбека.

Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека, возникшей в 1424 году в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. Медресе было возведено зодчим Абдул-Джаббаром, мастер декора Мухаммед Аббас.

Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол, что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения. Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда — барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским шрифтом записано "Господь Всемогущ!". С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады. В архитектурном декоре применены облицовки из глазурованного кирпича, мозаичные наборы и росписи с обилием позолоты. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов, образующих сложный ажурный орнаментальный узор.

В отличие от внешнего оформления интерьер «худжр» - келий строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя - для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая предназначалась для бытовых нужд, а антресоль служила спальней.

Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда. Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии — все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.

Медресе Тилля Кори

Спустя десять лет в 1646 году на месте бывшего караван-сарая началось строительство медресе Тилля-Кори, строительство продолжалось четырнадцать лет и закончилось в 1660 году. Эта постройка замыкает площадь Регистан с севера, образуя, таким образом, законченный архитектурный ансамбль, фасадом обращённый на юг. Название медресе Тилля-Кори означает в переводе "отделанное золотом". Медресе Тилля-Кори, помимо своей основной задачи обучения студентов, выполняло роль соборной мечети.

Главный фасад имеет симметричную композицию с центральным порталом, фронтальными крыльями с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами - лоджиями и угловыми башнями – «гульдаста».

Обширный четырёхайванный двор по периметру обстроен кельями (два этажа по главному фасаду; один - по остальным). Западную часть постройки занимает купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах.

В центре - квадратное, крестообразное в плане помещение. Поверхности стен и свода сплошь покрыты росписью "кундаль" с обильной позолотой. Позолочен был и «михраб» - направление на Мекку и одиннадцатиступенчатый «минбар» (возвышение для проповедника - имама). Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори. Помещение мечети было перекрыто двойным куполом, но строительство наружного купола не было закончено. Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами. Массивные деревянные двери украшены тонким растительным и эпиграфическим орнаментом.

Так в XVII веке Регистан приобрёл свой величественный вид, в каком он в основном предстаёт перед нашими глазами и ныне.

Мавзолей (дахма) Шейбанидов

К востоку от медресе Тилля-Кори расположен мавзолей Шейбанидов, представляющий собой нагромождение надгробий, старейшее из которых относится к XVI веку. Основателем державы Шейбанидов был Мухаммад Шейбани, который в 1500 году завоевал Самарканд и Бухару, свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов. Впоследствии его потомки перенесли столицу в Бухару. Последний представитель династии шейбанидов Пирмухаммад в 1598 году погиб в междоусобной борьбе.

Торговый купол Чорсу

Позади медресе Шердор расположен древний торговый купол Чорсу, подтверждающий статус площади Регистан как торгового центра средневекового Самарканда. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке, а в начале XVIII веке перестроено. В 2005 году торговый купол был отреставрирован, при этом был счищен трёхметровый слой грунта, чтобы восстановить полную высоту здания. Сейчас в нём расположена галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.


При подготовке статьи использованы материалы сайтов http://www.e-samarkand.narod.ru и http://www.samarkand-foto.ru


В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?