Мечеть Биби-Ханум

В конце четырнадцатого века Самарканд стал столицей огромной империи великого завоевателя Амира Тимура.

Город начал быстро разрастаться. Тимур желал видеть свою столицу недосягаемо прекрасной, грандиозной, превосходящей все другие города мира. Тимур даже переименовал окрестные захудалые деревни в Багдад, Дамаск, Каир, желая подчеркнуть ничтожество этих великих городов по сравнению с Самаркандом. А в центре столицы огромной империи вознеслась высоко к небу грандиозная соборная мечеть Биби-Ханум - главный храм государства Тимуридов.

По словам испанского посла Руи Гонсалеса де Клавихо, побывавшего в Самарканде в 1404 году, соборная мечеть города “принадлежит к самым великолепным зданиям, какие царь Тимур до сих пор воздвиг”. А средневековый хронист писал, что мечеть Биби-Ханум с высоты своих минаретов словно бросает горделивый вызов миру “Поистине, дела наши указуют на нас”.  

Предание рассказывает, что любимая жена Тимура Биби-Ханум решила воздвигнуть эту мечеть как дар своему повелителю ко времени его возвращения из очередного победоносного похода.  Для строительства был приглашен самый лучший в империи Тимура архитектор. Плененный красотой молодой царицы, он безумно полюбил ее. Когда строительство мечети уже близилось к концу, и возвращения Тимура ждали уже со дня на день, зодчий заявил царице, что достроит мечеть только при условии, если царица разрешит ему поцеловать ее. Рассудительная Биби-ханум, сопротивляясь, убеждала его, что женщины все одинаковы, как раскрашенные яйца. В доказательство чего царица послала влюбленному упрямцу целое блюдо разноцветных яиц, советуя очистить их и сравнить, а убедившись, угомониться и поцеловать любую придворную красавицу. Ничто не помогало! Поколебавшись, царица согласилась - но только через подушку! Однако поцелуй зодчего был так горяч, что прожег подушку и отпечатался на нежной щеке молодой царицы, оставив след. Когда Тимур прибыл в Самарканд, он был потрясен красотой мечети но, целуя жену, он заметил след на ее щеке. Биби-Ханум во всем призналась. Разгневанный Тимур приказал немедленно отыскать и казнить зодчего, но тот, сделав крылья, забрался на вершину минарета и улетел.

В этой легенде вымысел переплетается с подлинными историческими фактами. Строительство мечети, действительно, велось в отсутствие Тимура, который находился в походах, хотя распоряжение о постройке мечети Тимур отдал лично в 1399 году, вернувшись с богатой добычей из Индии. Месторасположение будущей мечети выбирал сам Тимур. В строительстве были задействованы мастера из различных стран: Индии, Ирана, Хорезма, Золотой Орды. За постройкой на самом деле наблюдала его жена, только звали ее Сарай-Мульк-ханум, была она не юной красавицей, а довольно пожилой женщиной, и строила не саму мечеть, а стоящее напротив медресе. А за постройкой мечети Тимур поручил надзирать двум вельможам, которые не очень добросовестно отнеслись к этому поручению, за что и были впоследствии казнены. И архитектор, строивший мечеть, был не один - Тимур привлек к ее постройке лучших специалистов со всех концов своей огромной империи. К сентябрю 1404 года основная часть комплекса была уже построена. Во дворе мечети могли одновременно молиться 10 тысяч человек.

Соборная мечеть Самарканда относится к числу самых великолепных зданий, которые были созданы когда-либо в мусульманском мире. Мечеть Биби-Ханум до сих пор производит неизгладимое впечатление своей колоссальностью и роскошью декоративного убранства.

Размеры ансамбля мечети составляют 167x109 метров. Мечеть имеет дворовую композицию. По главной оси прямоугольного двора расположены грандиозный парадный портал входа и в глубине основное здание — помещение мечети. На поперечной оси двора находятся два одинаковых портально-купольных здания, и каждый из них увенчан голубым глазурованным куполом на высоком барабане. Стены украшены резными мозаиками и цветными кирпичами, огромными арабскими буквами - синими на красно-буром фоне. Внутри сохранились остатки богатых росписей, выполненных синим и золотым цветами по белому фону. Арка айвана возносится на 18-метровую высоту, высота самого айвана - 30 метров. Все эти 4 основных здания объединены многокупольной галереей на 400 каменных колоннах.

В основании входного портала проходит фриз из серого мрамора, весь заполненный сложной арабской вязью. Выше него идет облицовка из цветных глазурованных кирпичей, образующих геометрический орнамент. Портальную арку окружают мозаичные вставки-пояса, изображающие растительный орнамент и вязь арабских надписей. В широком и грандиозном портале, отделанном резным мрамором, были укреплены литые из семи металлов, где было золото и серебро, полотнища ворот. Когда их отворяли, тонкий металл вибрировал, и звон его вторил призывам, летящим с минаретов. Надпись на одном из минаретов гласит: "Мир - час, а потому вооружайтесь терпением".

Высота главного купола мечети составляет 40 метров, его диаметр - 30 метров. Декоративное убранство мечети чрезвычайно разнообразно и богато. Здесь можно видеть майолику, мозаики, шлифованный кирпич, росписи золотом и ляпис-лазурью. Растительный и геометрический орнамент, арабская вязь, обширные панно сплошным восточным ковром покрывают стены и фасады мечети. Надпись на арке Мечети гласит: "Этот собор окончен в 806 году (1402) Великим Султаном, полюсом мира и веры, Эмир Тимуром Гураганом, сыном Эмира Тарагая, сына Эмира Бергила, сына Эмира Анжила, сына Эмира Кара Чирнуяна, да продлит Аллах на вечность его царствования".

Надпись на мраморном пюпитре - гигантской подставке для Корана подписана: "Великий Султан, милостивший хакан, блюститель секты Ханафийской, чистейший султан, сын султана, удовлетворитель мира и веры Улугбек Гураган".

Из-под главного купола, где свет бесчисленных светильников и люстр не мог рассеять вечный сумрак, со ступенчатого минбара несся мерный голос имама, читавшего священные суры Корана. И все вокруг сияло: и небо, и лазурь куполов, и башни минаретов, и тысячи солнц, отраженных и умноженных в зеркалах изразцовых стен, по которым, то соединяясь, то расходясь, шел крупный и удивительно ясный узор.

Недаром говорил Шарафиддин Али Язди: «Если ты ищешь сравнения для арки ее, ничего нельзя сказать, кроме как – Млечный путь и небесный свод. Купол был бы единственным, если бы небо не было его повторением, и единственной была бы арка, если бы Млечный путь не оказался ее парой».

Позднее во многих городах Востока появились мечети, образ которых был навеян мотивами мечети Биби-Ханум. Этот великий храм на многие столетия определил развитие среднеазиатской архитектуры.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов www.wikipedia.org, http://ohramah.ru, www.samarkand-foto.ru, www.samarkand.me и www.e-samarkand.narod.ru




В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?