Мавзолейный комплекс Шахи Зинда

На северной окраине Самарканда, на краю возвышенности Афрасиаб, среди обширного древнего кладбища, находится комплекс мавзолеев Шахи Зинда (перс. شاه زنده‎ — «живой царь»), среди которых наибольшей известностью пользуется Мавзолей Куссама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. Ансамбль Шахи Зинда формировался на протяжении 9 веков и включает более двадцати сооружений IX—XIV и XIX веков. Своим названием Шох-и Зинда — «живой царь» — комплекс обязан легенде. В ней говорится, что двоюродный брат пророка Мухаммеда, Кусам ибн Аббас, пришел в Самарканд с небольшим войском для утверждения ислама. Во время одного из набегов язычников Кусам ибн Аббас был поражён стрелой, но сумел скрыться от глаз неверных в образовавшейся расщелине (по другой версии, в колодце), откуда он попал в рай, где и живёт по сей день.

Дошедший до нас комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшиеся друг к другу в течение XIV—XV веков. Тем не менее, в ходе раскопок на восточном склоне городища Афрасиаб были обнаружены остатки мавзолеев XI—XII веков. В 2001 году ансамбль мавзолеев Шахи Зинда вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Старейшие сооружения ансамбля, от которых сохранились только основания и надгробия, датируются XI—XII веками. Подавляющее большинство построек относятся к XIV—XV веку, а перестройки XVI—XIX веков практически не повлияли на композицию и внешний вид комплекса.

Уже в XII веке, около могилы Куссама ибн Аббаса хоронили лиц, пользовавшихся особым уважением. Впервые, подробное описание мавзолея дает арабский путешественник, «Геродот арабского мира», Ибн-Баттута, посетивший Самарканд в 30-х годах XIV века и причисливший его “к самым большим, благоустроенным и красивым городам”: «Могила благословенна. Над ней возведено четырехугольное здание с куполом, у каждого угла стоят по две мраморные колонны, мрамор зеленого, черного, белого и красного цвета. Стены здания тоже из разноцветного мрамора с золотыми орнаментами; крыша сделана из свинца». С тех пор здание неоднократно перестраивали и облицовывали голубыми и цветными изразцами и мозаикой.

Шахи Зинда — единственный в Самарканде археолого-архитектурный памятник, в котором, включая культурные пласты Афрасиаба, отразилась почти трёхтысячелетняя история города.

Входной портал комплекса является самым новым его сооружением. Внутренние здания ансамбля делятся на нижнюю, среднюю и верхнюю группы, которые соединены между собой арочно-купольными проходами — чартаками.

В нижней группе построек на террасе недалеко от входа располагается двухкупольный мавзолей Кази-заде ар-Руми, математика и астронома эпохи Улугбека. Руми был учителем и соратником Улугбека. Он не нажил за свою жизнь ни богатств, ни земель, не принадлежал к знатному роду. Но он был величайшим математиком и астрономом своего времени, и потому Улугбек соорудил усыпальницу Руми рядом с мавзолеями ханов и цариц и сделал ее хоть чуточку, но повыше.

Средняя группа зданий состоит из группы мавзолеев времен Тимура, где похоронены его родственники и видные военные и религиозные деятели. Эти сооружения датируются последней четвертью XIV — началом XV веков. Среди них мавзолеи Эмир-заде (1386 г.), Туглу-Текин, дочери эмира Ходжи, племянницы Тимура Шади-Мульк (Туркан) (1371—1372 гг.) и сестры Тимура Ширин-бика (1385—1386 гг.). Два последних мавзолея сохранились лучше всего. Главные фасады этих небольших однозальных построек скомпонованы в форме портала с богатым и красочным декором. Недалеко от мавзолея Ширин-бика, заметно отличаясь от других сооружений, расположен Восьмигранный мавзолей первой половины XV века с открытыми по сторонам проёмами. Он украшен мозаикой из глазурованных кирпичей и, вероятно, первоначально был перекрыт куполом на высоком цилиндрическом барабане.

Центром всего ансамбля является комплекс Кусам ибн-Аббаса, включающий несколько зданий, среди которых наиболее древние — мавзолей Кусам ибн-Аббаса и мечеть XVI века. К комплексу ведёт дверь с датой 1404—1405 гг., украшенная резьбой и первоначально инкрустированная слоновой костью.

Мавзолей Куссама примыкает к так называемой “малой мечети” - Зиёрат-хона, датированной 735 годом хиджры (1334—1335 годы), и является наиболее старым сохранившемся зданием в Самарканде. Зиёрат-хона отделена от мавзолея деревянной решеткой с искусной резьбой.

Надгробие Куссама, является в художественном отношении лучшим из изразцовых надгробий Средней Азии. Оно состоит из четырех последовательно уменьшающихся ярусов и украшено изразцовыми плитами, в которых преобладают яркие цвета: синий, голубой, желтый и белый; есть и зеленый тон; бросается в глаза обилие золота. На боковых поверхностях третьего и четвертого ярусов надгробия начертаны золотом цитаты из Корана. На боковых верхних поверхностях указано: "Эта гробница сына дяди Сайида, посланника последнего из пророков, посланца повелителя миров, мир ему!", "Повелителя правоверных - Куссама, сына Аббаса. Да будет Аллах доволен ими обоими и сделает их заступниками нашими. Умер в 57 году." (676—677 годы). Надпись на деревянной двери, ведущей в некрополь мечети Шахи-Зинда, гласит: "Сказал пророк арабский, хашамский, курайшинский, меккинский и меддинский, да будет над ним мир: Куссам, сын Аббаса, похож на меня более других своей наружностью и характером".

Верхняя группа построек включает три стоящих напротив друг друга мавзолея, как бы состязающихся красотой облицовок и образующих очаровательный затененный дворик. Северная часть двора замыкается мавзолеем Ходжа-Ахмада, построенным ещё в дотимуровское время примерно в 1340-ые годы. Восточная и западная стороны этого дворика окружены Безымянным мавзолеем 1360—1361 гг. и мавзолеем Туман-ака начала XV века.

В 2005 году, Шахи-Зинда подверглось глобальной реставрации, во время которой забор улочки мавзолеев, возвышающийся по правой стороне дорожки, убрали для того, чтобы открыть пространство, на котором обнаружены мечеть, медресе раннего Средневековья (XI в.) и следы более ранних мавзолеев.

Архитектурный ансамбль Шахи Зинда, представляющий собой целую улицу мечетей и мавзолеев, является настоящим музеем глазурованных декораций XIV—XV веков. Здесь встречаются и поливная резная терракота, и расписная майолика, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупные мозаики из поливных кирпичей. По тонкости, изяществу и разнообразию форм ни один архитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шахи Зинда.

Шахи Зинда хорош отовсюду. И с вершины холма, откуда видны две цепочки голубых куполов; и снизу - за аркой узкая цветастая улица порталов; и издали, от города, когда он кажется приснившейся страницей из сказок Шахерезады, и вблизи, когда он удивляет буйством фантазии и богатством красок. Он невелик, но впечатляет больше, чем пышные мечети и грандиозные минареты других восточных столиц.

При подготовке статьи использованы материалы с сайтов www.wikipedia.org,  www.e-samarkand.narod.ru и www.samarkand-foto.ru




В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?