Мавзолей Гур-Эмир

В 1403 году, 27-летний внук Амира ТимураМухаммед-Султан, которого прочили в наследники престола, возвращаясь из похода к берегам Малой Азии, внезапно умирает. Останки скончавшегося по дороге царевича были доставлены в Самарканд и погребены на территории ансамбля сооружений, ранее им же построенного, состоящих из медресе (самое древнее медресе в Центральной Азии), ханаки и минаретов.

Похоронив внука, Тимур приказал соорудить мавзолей для царевича. Но работы, очевидно, не были доведены до конца, так как в начале 1405 года Тимур скончался и был похоронен здесь же, хотя известно, что для него был заготовлен грандиозный мавзолей в его родном городе Шахрисабзе. Но внезапная смерть и сложная политическая ситуация, возникшая после его смерти, привели к тому, что Эмира было решено похоронить в Самарканде.

На тёмно-зелённом нефритовом надгробии великого Эмира, установленном уже Улугбеком высечена следующая эпитафия:

"Эта гробница великого Султана, милостивого хакана Эмира Тимура Гургана; сына Эмир Тарагая, сына Эмир Бергуля, сына Эмир Айлангира, сына Эмир Анджиля, сына Кара Чарнуяна, сына Эмир Сигунчинчина, сына Эмир Ирданчи-Барласа, сына Эмир Качулая, сына Тумнай Хана. Это 9 поколение.…".

С нефритовым надгробием связан ряд мистических историй. Согласно одной из них, в 1740 году иранский царь Надир Шах вывез надгробие Эмира, сделанное из цельной глыбы нефрита, и положил его ступенью перед своим троном. С этого момента Надир Шаха стала преследовать череда неудач. Его советники уговорили немедленно вернуть камень на его законное место, что и было сделано, но по дороге камень раскололи на две части.

Другая мистическая история связана с тем, что когда в 1941 году 21 июня советские археологи вскрыли могилу Амира Тимура, потревожив тем самым камень, на завтра, 22 июня началось внезапное вторжение немецко-фашистских войск в Советский Союз и началась самая кровопролитная война в истории.

В результате работы этой комиссии учёных, подтвердились исторические сведения о том, что Тимур был гигантом для своего времени (его рост составлял около 180 см.). Также подтвердилось то, что при ходьбе он очень сильно хромал. Подтвердилась также информация и о насильственной смерти Улугбека, а участвующий в Комиссии, учёный Михаил Герасимов по черепам смог восстановить портреты Тимура, Шахруха, Мираншаха, Улугбека и Мухаммед-Султана.

При Улугбеке, восьмигранный мавзолей окончательно превращается в династическую усыпальницу Тимуридов. Мавзолей достраивается, в него переносятся останки Мир Сайида Барака – духовного наставника Тимура, в ногах у которого Тимур и хотел быть похороненным. Обновляется декоративная отделка стен внутри здания, на полу устанавливаются и заключаются в ажурную ограду надгробные камни. В декоре мавзолея сконцентрировано всё лучшее, что было достигнуто мастерами на Среднем Востоке, но переработанное применительно к местным традициям.

В усыпальнице также похоронены два сына Тимура - Мираншох и Шохрух Мирзо (отец Улугбека), сам Улугбек, два юных тимурида Абдулло Мирзо и Абдурахмон Мирзо. За мраморной оградой, на возвышении находится надгробие суфия Сайид Умара. По одной из версий, это мог бы быть шейх Мир Сайид Кулол, суфий, с которым дружил отец Тимура – Эмир Тарагай и сам Тимур.

Одна из плит там имеет надпись: "Эта светоносная могила… есть место последнего успокоения государя, нисхождением которого услаждены сады рая, осчастливлен цветник райских обитателей, — он же прощённый султан, образованный халиф, помогающий миру и вере, Улугбек-султан — да озарит Аллах его могилу… Его сын совершил в отношении его беззаконие и поразил отца острием кинжала, вследствие чего тот принял мученическую смерть… 10 числа месяца рамазана 853 года пророческой хиджры".

Внешне Мавзолей Гур-Эмир это однокупольное здание со склепом. Он известен простотой своей конструкции и торжественной монументальностью архитектуры. Внешняя сторона стены отделана голубыми, светло-голубыми и белыми плитками. Купол ярко синего цвета с глубокими розетками и белыми вкраплениями. Диаметр купола 15 метров, а высота 12,5 метров. Большие выемки придают куполу изумительную выразительность.

Внутри мавзолея большое, высокое помещение с глубокими нишами по сторонам. В нижней части находится панель из ониксовых плиток, каждая из которых покрыта изящной росписью. Над панелью сталактитовый мраморный карниз. 

Конструкция и отделка арки главного портала ансамбля выполнены мастером Мухаммадом бини Махмудом Исфаггани. Арка портала облицована резным кирпичом и разноцветной мозаикой.

Стены мавзолея украшает мозаика, собранная из светло- и тёмно-голубых глазурированных кирпичей, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце. 

Этот шедевр среднеазиатского зодчества занимает важное место в истории мировой  архитектуры. Гур-Эмир послужил также прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея императора Хумаюна в Дели и мавзолея Тадж Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в свое время были правящей династией Северной Индии.


При подготовке статьи были использованы материалы сайтов http://www.e-samarkand.narod.ru, www.samarkand-foto.ru и www.wikipedia.org


В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?