Мавзолей Дониёр-пайгамбар

Мавзолей Дониёр-пайгамбар или Ходжа Дониёра (Святого Даниила) является одним из самых известных культовых мест в Самарканде. С одинаковым почтением к нему относятся мусульмане, христиане и иудеи. Дониёр, Даниил, Даниэль - это имена одного и того же святого в мусульманской, христианской и иудаистской религиях.

Пророк Даниил почитается тремя мировыми религиями. Он один из четырёх великих израильских пророков в иудаизме, пророк, Книга которого вошла в Ветхий Завет христианской Библии и пророк в исламской традиции. Ходжа Данияр (Даниил) родился в Иерусалиме в 603 году до н.э. и происходил из рода царей Давида и Соломона. Когда Израиль в 586 году до н.э. был захвачен царем Вавилонии Новухудоносором, Даниил был увезен   в   Вавилон   вместе   с  другими юношами знатного происхождения. Там 15-летнего Даниила вместе с его тремя друзьями после окончания специальной школы определили на службу при царском дворе. Здесь он оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После покорения Вавилона персами он стал советником царей Дария и Кира.

Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и снов, и эту способность он проявил, объяснив Навуходоносору два его сна, которые сильно смутили царя. В своей книге пророк Даниил записал несколько пророческий видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христа. По своему содержанию его пророческая книга, состоящая из 14 глав, имеет много общего с откровением Евангелиста Иоанна Богослова.

При Дарии, когда Даниил занимал важный правительственный пост, завистники из числа языческих вельмож оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила повергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их. Немного спустя Даниил получил откровение о 70 седьминах, в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства.

В царствовании Кира Даниил остался в том же придворном звании. Не без его участия в 536 году царь Кир издал указ об освобождении евреев из плена. Согласно преданию пророк Даниил показал Киру предсказание о нем в книге пророка Исаии, который жил лет двести до этого. Пораженный этим пророчеством, царь повелел евреям построить в честь него храм в Иерусалиме. При этом царь был снова спасен от смерти, которая ему угрожала за умерщвление дракона, обоготворявшегося язычниками.

Будучи уже в преклонном возрасте Даниил обратился к царю с просьбой отпустить его на отдых. После чего он переехал в Сузы (современный г. Шуш в Иране), где и умер и был похоронен в царской усыпальнице. 

По преданию, Амир Темур в своем очередном семилетнем походе в Малую Азию (1397-1404 гг.) совершил паломничество к мавзолею святого и решил перевезти часть его останков в столицу своей империи - Самарканд. Считается, что Тимур перевёз руку святого. Согласно преданию, когда караван из пятидесяти верблюдов приблизился к столице, то они остановились на берегу речки Сиаб, где сейчас и находится мавзолей, а лошадь, перевозившая останки, остановилась на этом месте и не желала двигаться дальше. От удара ее копыта вдруг забил целебный родник. Тогда Темур отдал приказ захоронить мощи святого именно здесь, тем более, что это место было очень схоже с захоронением в Сузах. Над местом захоронения был построен Мавзолей. Затем спустя годы могила вдруг начала расти, достигнув в длину 17 метров. В связи с этим в прошлом его гробница периодически достраивалась и удлинялась, в начале XX в. над святым погребением был сооружен мавзолей с цепочкой куполов.

Жители города и окрестностей в течение многих веков пользуются водой из родника, веря в ее целебную силу. Само место также покоряет своим покоем и красотой, особенно в тёплое время года, когда много зелени и в нескольких метрах от источника в реке Сиаб плавают лебеди и утки.

Место является объёктом паломничества, как местных жителей, так и приезжающих со всего мира. В 1996 году, прибывший в Самарканд, покойный Патриарх Всея Руси Алексий II навестил Мавзолей и освятил его. Говорят, что после освящения, близ Мавзолея снова зацвело фисташковое дерево, считавшееся засохшим.

Любопытный факт – многие паломники, прибывшее в это, святое для ислама, иудаизма и христианства, место, используют также зороастрийские традиции – обращаются с молитвой к останкам Святого и повязывают тряпочки на растущие рядом деревья.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов http://www.e-samarkand.narod.ru , http://sam-mus.uz и www.samarkand-foto.ru




В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?