Ансамбль Пойи-Калон


На подходе торговой улицы к главному перекрестку старого города - «шахристана» сложился центральный архитектурный ансамбль Бухары, формирующий ее неповторимый силуэт — комплекс Пои Калон, что означает "подножие Великого", имеется в виду подножие великого минарета Калон. Это древнее историческое место. К югу от крепости Арк традиционно, с VIII в., раз за разом строились, рушились, восстанавливались после пожаров и войн, перемещаясь с места на место, здания главной соборной мечети города. Последнее такое здание, предшествующее существующей мечети Калон, на этом месте было возведено в 1121 г. караханидским правителем Арслан-ханом.  

В XII веке Арслан-хан задумывает грандиозное переустройство города: он разбирает городской дворец, находившийся на улице Бу-Ляйса, воссоздает цитадель, превратившуюся к этому времени в руины и переносит городскую мечеть. Новая мечеть строится примерно в ста пятидесяти метрах к юго-востоку от цитадели, и при ней возводится минарет. Минарет был, по свидетельству Наршахи "красиво сделан", но построен был непрочно. Сразу по окончании строительства минарет падает на мечеть и две трети ее разрушает. В 1121 году Арслан-хан заканчивает новую мечеть, а в 1127 году — и минарет, дошедший до наших дней. Мечеть сгорела во время захвата Бухары полчищами Чингиз-хана. От того ансамбля XII в. сохранился сейчас величественный минарет, возведенный перед главным фасадом несохранившейся мечети Арслан-хана.

Минарет Калон 

Доминанта всего ансамбля — минарет Калон (Минораи калон) — господствующая над городом гигантская башня. Значение этого минарета выходило далеко за пределы практического назначения: для возглашения призыва на молитву достаточно было подняться па крышу мечети, как это и делалось в первые века после установления ислама. Позже для этого стали использовать башни римских святилищ, колокольни христианских церквей, зороастрийские "башни огня" и другие вертикальные сооружения, разнообразные типы которых сложились у разных народов мира задолго до ислама. Слово "минарет"происходит от арабского "минора" что "место, где что-то зажжено".

По надписи в бирюзовой майолике под карнизом фонаря минарета Калон установлено, что он был завершен в 1127 г.  На половине высоты ствола читается имя Арслан-хана. Обнаружено и имя мастера — Бако, на захоронение которого местные жители указывают среди домов соседнего квартала. Бако возвел характерный для Мавераннахра (Средней Азии) минарет в виде круглоствольной кирпичной башни, сужающейся кверху. Диаметр ее внизу — 9 м, вверху — 6 м, высота — 45,6 м. Внутри столба вьется наверх кирпичная винтовая лестница, ведущая на площадку шестнадцатиарочной ротонды — фонаря, опирающегося на выступающие ряды кладки, оформленные в виде пышного сталактитового карниза — шарафа. Минарет за почти 900 лет ни разу не ремонтировался.

Мечеть Калон

Здание соборной Мечети Калон (Масжид-и Калон) было завершено в 1514 г. Оно равно по масштабу зданию мечети Биби Ханум в Самарканде. Под её сводами собиралось до 12 тысяч человек. При едином типе здания — это совершенно различные произведения архитектурного искусства. Прямоугольный двор обрамлен галереями, состоящими из 288 куполов. Основанием им служат 208 колонн. Продольная ось двора завершается «максурой» — портально-купольным объемом здания с крестообразным залом, над которым возносится голубой массивный купол на мозаичном барабане. Здание имеет множество любопытных архитектурных находок. Например, круглое отверстие в одном из куполов. Внизу, через него можно видеть основание минарета Калон. А отступая шаг за шагом, можно сосчитать все пояса узорной кладки минарета и упереться взором в его ротонду.

Медресе Мири Араб

Строительство медресе Мир-и Араб приписывается шейху Абдаллаху Йамани (то есть, «из Йемена»), духовному наставнику первых Шейбанидов, более известному под именем Мир-и АрабШейх Абдаллах имел большое влияние на Убайдулла-хана (султан Бухары 1512—1533 гг., хан Мавераннахра 1533—1539 гг.), оставившего значительный след в истории Бухары. Современники рисовали его суровым воином. Он шесть раз водил свои войска в походы на Хорасан (северо-восток Ирана). Воспитан был правитель в духе суфистского мировоззрения и само имя "Убайдулла" было ему дано отцом в честь знаменитого шейха XV века Убайдуллы-ходжи Ахрора, знаменитого главы суфийского ордена Накшбандия.

К тридцатым годам XVI века прошли те времена, когда правители воздвигали для себя и своих сородичей парадные усыпальницы. Значение религии было столь велико, что даже государь должен был довольствоваться погребением у ног своего шейха в одном из помещений его медресе. Поэтому в медресе, центре гурханы (усыпальницы) высится деревянное надгробие хана Убайдуллы. В его изголовье - гробница Мири-Араба. Рядом с ним погребен Мухаммад Касыммударрис (старший преподаватель).

В свое время медресе Мир-Араб было единственным духовным мусульманским учебным заведением на территории СССР. В числе его именитых выпускников, называют муфтия Азербайджана Падшах-заде, бывшего муфтия Казахстана Ратбека Нысанбайулыглаву российских мусульман Равиля Гайнуддина и покойного президента Чечни Ахмад-хаджи Кадырова, бывшего до известных событий муфтием. Медресе Мири-Араб является вторым самым крупным по размеру (после Медресе Кукельдаш) медресе в Бухаре. В нем имеется 114 келий по числу сур в Коране.



В Ташкенте

В Самарканде

В Бухаре

В Хиве

В Термезе

В Шахрисабзе

Куда еще сходить?